Tермин "шнека" в России впервые встречается в новгородской летописи 1284 года
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Tермин "шнека" в России впервые встречается в новгородской летописи 1284 года
Нордовые соперники: скандинавский шнеккер и новгородское судно.

Северные соперники: скандинавский шнеккер и новгородское судно.

Tермин “шнека” в России впервые встречается в новгородской летописи 1284 года. Слово “шнека” (производное от норманнского “шнеккер” – ехидна) – обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина – 4,2-5,1 м, высота борта – 1,2-1,7 м, отстой – 0,5-1 м. Среднее водоизмещение – от 10 до 20 т. Экипаж – 40-70 человек. Шпангоуты имели сильный развал наружу до 25-35°. Для вящей остойчивости укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивы крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских кораблей северных народов.

Многие скандинавские суда несли на носу и корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это бывальщины, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня – форкастль, кормовая – ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской конфигурации.

Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и городов торгово-политического союза Ганзы (в который входил и Новгород) до Астрахани и Константинополя. По этим линиям уже в XIII веке ходили прочные мореходные палубные парусные новгородские бусы, ушкуи, шитики и другие суда, какие могли взять в свои трюмы до 6-6,5 тысячи пудов груза, то есть около 100 т (по некоторым источникам – до 200 т грузов). Кораблестроители древнего Новгорода использовали довольно совершенные для своего времени орудия труда: топоры, долота, сверла, скобеля, тесла. Из здешних руд «варили» железо, широко применяли металлические крепления.

Длина новгородского судна около 20 м, ширина 4,5-5,5 м, отстой 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью 70-80 м2, орнаментированный стилизованным крестом. В случае безветрия использовались весла. Корабль вмещало 25-30 человек экипажа и 15-20 воинов.

В.А. Дыгало, М. Аверьянов, Н. Нарбеков.

>