Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Трагическая крах русского госпитального судна “Портюгаль” в марте 1916 года

Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года

Госпитальное судно "Портюгаль".

Госпитальные корабля и подводная война

Деятельность госпитальных судов в условиях особого режима плавания (войн) определялась Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг., гарантировавшими этому образу судов статус неприкосновенных. Такие суда должны быть ясно обозначены как госпитальные, они обязаны оказывать медицинскую поддержка представителям любой нации и не могли использоваться в военных целях. В случае нарушений судно лишалось неприкосновенного статуса и могло быть истреблено на законных основаниях. Но преднамеренная атака госпитального судна, отвечавшего всем требованиям, считалась военным преступлением.

2 февраля 1915 г. правительство Германии санкционировало ведение полной подводной войны против торговых судов воюющих и нейтральных государств в водах, омывающих Великобританию. Германский морской Генеральный штаб находил, что неограниченная подводная война поможет победить Великобританию в течение шести месяцев1. 18 февраля 1915 г. командование кайзерлихмарине (германского флота) разослало директиву, какая санкционировала подводную войну против торговых судов. Документ предписывал “госпитальные суда – щадить. Они тогда лишь могут быть атакованы, когда будут отворено применяться как транспорты для перевозки войск из Англии во Францию… В случае если, несмотря на величайшую осторожность, произойдет промах, командир найдет защиту правительства”2.

Рекомендуем: рейтинг лучших онлайн казино

После получения директивы немецкие подлодки потопили немало транспортных судов. Тем не немного расчеты немецких политиков и военных на нанесение британскому торговому флоту непоправимого ущерба не оправдались. Введение конвойной системы морских транспортирований и упорядочение морской торговли значительно уменьшили эффективность действий германских субмарин. Однако полученный опыт германские стратеги разрешили распространить и на второстепенные морские театры военных действий. Именно поэтому в перископ очередного “морского волка” в марте 1916 г. в юго-восточной доли Черного моря попало госпитальное судно “Портюгаль”.

Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года

Сестры милосердия на борту госпитального судна “Портюгаль”.

История парохода “Портюгаль”

Французский пассажирский пароход “Портюгаль” (относившийся судоходной компании Messageries Maritime) начал свое плавание как госпитальное судно Черноморского флота в конце 1915 г. после уведомления МИДом об этом турецкого и болгарского правительств. Турция и Болгария официально признали его право как госпитального3.

“Портюгаль” был окрашен в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса, прерываемая в трех местах на каждом борту алыми крестами. В свой первый рейс в таком качестве “Портюгаль” отправился 14 февраля 1916 г. Прибыв из Одессы в Батум, он вошел в оперативное подчинение коменданта Михайловской твердыни и одновременно начальника Приморского отряда Кавказской армии генерал-майора В.П. Ляхова. С этого момента судно стало курсировать вдоль побережья Лазистана (турецкая район, занятая русскими войсками), принимая с прибрежных эвакуационных пунктов раненых и больных4.

Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года

Погрузка раненых на госпитальное судно “Портюгаль”. Батум. Февраль 1916 года.

Вырванная остановка

15 марта “Портюгаль” вошел в Батумский порт и высадил на берег 610 раненых (включая турок)5. Экипаж сделался готовиться к очередному рейсу. Начальник Приморского отряда генерал-майор Ляхов ожидал прибытия транспорта в порт города Оф к 6 часам утра 17 марта для спешной эвакуации 200 раненых6.

В 18 часов 30 минут 16 марта 1916 г. “Портюгаль” снялся с якоря и вышел из Батумского порта к пункту назначения в Оф. За собой судно буксировало три плоскодонных бота и паровой катер, предназначенные для перевозки эвакуируемых с берега. Ранним поутру 17 марта “Портюгаль” проследовал мимо города Ризэ, однако в районе мыса Фиджие (Фиджи) судну пришлось застопорить ход, так как коменданту транспорта старшему лейтенанту А.Н. Тихменеву доложили, что из-за рослой скорости волна от гребного винта захлестнула один из ботов. Находившиеся в нем три матроса оказались в воде, а еще один успел перескочить в соседний бот.

Поднявшись в пяти – семи7 милях от берега, напротив селения Фахтия, команда “Портюгаль” приняла на борт трех матросов, спасенных с поддержкой парового катера, и стала ожидать завершения откачки воды из полузатонувшего бота. Было около 8 часов утра, вящая часть команды и персонал госпиталя находились на верхней палубе. “Сестры милосердия, в своих обычных нарядах, белых повязках на башке и со знаками Красного Креста на погонах и фуражках, столпились у кормы и следили за работой по отливу воды”, – отмечалось в отчете следственной комиссии8.

Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года

Группа французских офицеров с госпитального парохода “Портюгаль” с комендантом транспорта старшим лейтенантом А.Н. Тихменевым (4-й справа).

Низкая атака

В тот момент, когда бот был осушен, один из вахтенных матросов увидел перископ подводной лодки и криком оповестил об обнаружении. Командир немецкой подлодки U-33, вплоть подошедшей к госпитальному судну, капитан-лейтенант Конрад Гансер видел в перископ опознавательные знаки Красного Креста на борту и дымовых трубах. Тем не немного он вывел подводную лодку на позицию для торпедной атаки. Дальнейшие события, со слов капитан-лейтенанта Тихменева, развивались так: “В это время я увидал перископ, двигавшийся по направлению от носа судна, обращенного на SW к правому траверзу. Не доходя до траверза, перископ скрылся и на траверзе опять появился. Видя некоторую нервность и общее внимание, обращенное на подводную лодку, я стал успокаивать команду и советовал не обращать внимания на подводную ладью. Команда продолжила свое дело до тех пор, пока снова не было возгласа – “мина”. Я увидел след мины, направлявшейся ровно в середину судна. Полагаю, мина ударила между машинным и кочегарным отделениями и, вернее, даже в заднюю кочегарку. Послышался тугоухий взрыв или, вернее, сильный удар, будто в борт ударили громадным молотом. Сейчас же после удара судно начин в средней своей части ломаться, и очень быстро верхняя палуба стала покрываться водой. От этого корма и нос сделались подниматься вверх. От момента взрыва до полного погружения прошло не более минуты…”9

Спасаясь, наиболее решительные и смелые скакали с носа и кормы в воду, стараясь отплыть как можно дальше от тонущего судна, чтобы не быть втянутыми в формирующийся коловорот. В этот момент произошел взрыв судовых паровых котлов. Те, кто не смог перебороть страх и до последнего оставался на верхней палубе, в момент взрыва котлов бывальщины выброшены по инерции в море, а остальные ушли под воду с обломками судна. “Портюгаль” затонул в 8 часов 22 минуты утра, продержавшись на поверхности воды возле полутора минут.

Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года

Миноносец “Сметливый”.

Помощь “Сметливого”

В критически важные первые минуты ситуацию спасло наличие ботов и парового катера, с поддержкой которых удалось поднять из воды большую часть плававших людей. Благодаря счастливому стечению обстоятельств в момент потопления госпитального корабли рядом оказался миноносец “Сметливый” под командованием старшего лейтенанта М.И. Бужинского.

В показаниях следственной комиссии он отметил: “Ранним поутру 17 марта 1916 г. я прикрывал десант на Офу. В это время я увидел вышедший из-за мыса Фиджи “Портюгаль”. Я его увидел на дистанции не более восьми миль от миноносца… Я заметил, что с “Портюгаль” что-либо случилось: он застопорил машины и стал носом в море. Я немедля пошел к “Портюгаль” и на полпути приблизительно пробил боевую тревогу, не зная, что я обнаружу… Когда я подошел на 200 саженей, раздался взрыв и из половины судна показался столб черного дыма. Не было сомнений, что пароход взорван. Я сейчас же приказал спускать все шлюпки, их у меня на миноносце итого три… В это время “Портюгаль уже был сломан пополам и погружался. Через минуту обе половины сломанного судна сошлись палубами и со ужасной быстротой корпус судна скрылся под водой. Когда “Портюгаль” ломался и погружался в воду, я услышал второй глухой взрыв, очевидно, от взрыва котлов…”10

Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года

Капитан-лейтенант Гансер.

Командир “Сметливого” скоро определил, что причиной взрыва был не подрыв на мине, а торпедная атака. Осмотрев водную гладь, старший лейтенант Бужинский на удалении в 500 саженей (чуть немало 1 км) увидел бурун11 от перископа подводной лодки. Она удалялась от места атаки в сторону Трапезунда, но капитан-лейтенант Гансер продолжал следить за обстановкой в перископ. Установив примерное местоположение неприятельской подлодки, командир миноносца приказал открыть беглый огонь из орудий. Было выпущено возле 25 снарядов. “Были ли попадания – сказать нельзя, во всяком случае было накрытие местности, где я видел перископ. После трех или четырех выстрелов перископ уже сделался невидим, и по всей вероятности, лодка спрятала перископ под воду”12.

Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года

Старший лейтенант М.И. Бужинский

Спустя час выживших доставили на берег. Там их обогрели у теплин и на прибывших тральщиках перевезли в Ризе, а оттуда на минном заградителе “Великий князь Константин” – в Батум. По первоначальной информации, из 273 человек, бывших на борту, выжили 158, а 115 человек числились без вести пропавшими13. Эти данные спустя несколько дней угоди в прессу и стали фигурировать как официальные. Однако более точные подсчеты Российского общества Красного Креста свидетельствовали, что погибли 85 человек14.

Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года

Капитан-лейтенант Гансер (в середине) в окружении двух австро-венгерских офицеров на палубе U-33.

Виновник остался безнаказанным

Вопиющий случай нарушения международного права получил размашистую огласку в прессе стран Антанты. В свою очередь в прессе стран Четверного союза появились статьи, в которых отвергались все обвинения и выдвигались противные. Австрийские газеты разместили материалы, повествовавшие о том, что в марте 1916 г. французская субмарина потопила в Адриатическом море госпитальное корабль “Электра”. Турецкие и болгарские издания с подачи Берлина опубликовали сфабрикованные результаты якобы проведенного расследования, из которых вытекало, что госпитальное судно “Портюгаль” использовалось для перевозки войск и поэтому являлось законной военной целью15.

В связи с образованием Интернациональной смешанной комиссии о военнопленных16, заседание которой должно было состояться в начале мая 1916 г. в Стокгольме, решено было потребовать от представителя германского Алого Креста Рудольфа Г. Петерсена выразить сожаление по поводу потопления судна. Российское правительство готово было организовать его поездку на пункт потопления для выяснения всех обстоятельств. Немцы на это не пошли. Коллективное заявление немецкого, австрийского и венгерского обществ Красного Креста от 11 мая 1916 г. гласило, что “российские заявки напрямую противоречат официальным турецким отчетам и являют собой не что иное, как лживое притворство, единодушно отвергнуты”17.

Призвать к ответственности виновника военного правонарушения или добиться формальных извинений германского правительства не удалось. Капитан-лейтенант К. Гансер настаивал на правомерности своих действий и получил целую поддержку командования кайзерлихмарине. Он продолжил службу на Черном море вплоть до марта 1917 г., а затем уже принял командование подводной ладьёй U-156, действовавшей в водах Северного моря18. Лишь страны Антанты признали капитан-лейтенанта Гансера военным правонарушителем. Но после Первой мировой войны ему удалось избежать наказания и благополучно выйти в почетную отставку.

Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года

Группа французских офицеров и матросов, избавившихся с госпитального судна “Портюгаль”.

Недостроенный памятник

По инициативе Главного Управления Красного Креста был организован всероссийский сбор оружий для оказания помощи семьям погибших. Возник особый комитет под председательством князя Н.П. Урусова, который по мере поступления денежных оружий выдавал нуждающимся семьям небольшие разовые пособия19. Московские городские власти согласились увековечить память потерянных и возвести на столичном Братском кладбище памятник. Городская Дума выделила 25 000 рублей на его строительство. На состоявшемся конкурсе победил проект ваятеля И.Д. Шадра (Иванова-Шадра) под названием “Памятник мировому страданию”. Однако после Февральской революции финансирование работ прекратилось, и проект не был реализован20.

Трагическая крах русского госпитального судна "Портюгаль" в марте 1916 года

Группа русских санитаров, избавившихся с госпитального судна “Портюгаль”.

Потопленное в нарушение всех международных конвенций в марте 1916 г. госпитальное судно “Портюгаль” пополнило печальный список военных правонарушений, совершенных кайзерлихмарине в период Первой мировой войны. Вероломство К. Гансера не только привело к гибели 85 членов команды и представителей Алого Креста, но и наглядно продемонстрировало, как легко в условиях тотальной войны конфликтующие стороны отказывались от декларируемых принципов гуманности.

1. Шталь А. Развитие методов операций подводных ладей в войну 1914-1918 гг. на основных морских театрах. М., 1936. С. 58-60.

2. Там же. С. 61.

3. РГВИА. Ф. 2031. Оп. 2. Д. 563. Л. 149 об.

4. Там же.

5. В соответствии с Гаагской конвенцией на корабле имелась отдельная палата для транспортировки раненых военнопленных.

6. РГВИА. Ф. 2031. Оп. 1. Д. 922. Л. 245-246.

7. В показаниях капитана корабли указывается на то, что “Портюгаль” находился в 2-3 милях от берега.

8. РГВИА. Ф. 2031. Оп. 2. Д. 563. Л. 150 об.

9. РГАВМФ. Ф. 716. Оп. 1. Д. 199. Л. 42 об.

10. РГВИА. Ф. 2031. Оп. 2. Д. 563. Л. 160 об-161.

11. Бурун – пенистая масса воды на гребне валы.

12. РГВИА. Ф. 2031. Оп. 2. Д. 563. Л. 161 об.

13. ГАРФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 432. Л. 1 об.

14. Там же. Л. 152 об.

15. Nachtigal R. Rußland und seine österreichisch-ungarischen Kriegsgefangenen (1914-1918). Remshalden, 2003. S. 123-126.

16. В ее состав взошли представители Красного Креста России, Германии и Австро-Венгрии.

17. Цит. по: Эггер М. Дипломатическое урегулирование проблемы военнопленных на Восточном фронте (на образце четырех конференций Красного Креста в Стокгольме в 1915-1917 гг.) // Первая мировая война, Версальская система и современность. Сб. статей. СПб., 2014. С. 78.

18. Hodos P.-N. The Kaiser`s Lost Kreuzer: A History of U-156 and Germany`s Long-Range Submarine Campaign Against North America, 1918. Jefferson, Norh Carolina, 2018. P. 51-52.

19. Поддержка семьям погибших на “Португалии” // Трудовая помощь. 1916. N 4. С. 309.

20. Архитектура Москвы 1910-1935 гг. / Комеч А.И., Броновецкая Н.Н. М., 2012. С. 59-62.

>