«Транс и галлюцинации»: отчего древние художники творили под кайфом
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Транс и галлюцинации»: отчего древние художники творили под кайфом

Прослушать новинка Остановить прослушивание

«Транс и галлюцинации»: отчего древние художники творили под кайфом

Sabine Glaubitz/dpa/Global Look Press Древние художники во время создания наскальных рисунков были в измененном состоянии сознания, выяснили ученые из Тель-Авивского университета. В глуби пещер они страдали от кислородной недостаточности, испытывая галлюцинации и эмоция эйфории. Причем наскальные живописцы осознавали эффект от горения факела в узких проходах пещеры и намеренно стремились забраться подальнее. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

«Транс и галлюцинации»: отчего древние художники творили под кайфом

      Создатели наскальной живописи могли мучиться от гипоксии (пониженное содержание кислорода в организме), которая увеличивает выброс дофамина (активное химическое вещество, вырабатываемое головным мозгом человека). Другими словами, древние художники во время своей творческой деятельности испытывали галлюцинации и чувство эйфории из-за недостатка кислорода в подземных пещерах. К такому выводу пришагали авторы исследования Яфит Кедар и Ран Баркаи из Тель-Авивского университета, опубликованного в журнале Time and Mind. Они сравнили состояние древних художников в момент созидательной деятельности с наркотическим опьянением.

      Ученые заметили, что многие наскальные рисунки эпохи палеолита в Европе находятся в сотнях метров от входов в пещеры, либо в галерках, попасть в которые можно через узкие проходы, или же в самих проходах. Эти пространства не использовались для повседневных домашних дел. Поэтому не четко, зачем живописцы Древнего мира стремились творить в таких местах, где легко можно испытать чувство клаустрофобии.

      Чтобы видать в темноте, древние художники зажигали факелы, которые сжигали кислород в дальних местах пещеры.

      Исследователи смоделировали воздействие факелов на концентрацию кислорода в конструкциях, похожих на декорированные пещеры палеолита. Содержание кислорода быстро снизилось до уровней, какие вызывают состояние гипоксии.

      «Гипоксия увеличивает выброс дофамина в мозг, что приводит к галлюцинациям и внетелесным переживаниям, — отмечается в изысканье. – Мы дискутируем о значении пещер в мировоззрении коренных народов и утверждаем, что вход в глубокую, темную среду обитания был сознательным выбором. Они соображали природу подземного, обедненного кислородом пространства».

      По мнению ученых, не роспись сделала пещеры значимыми, а, напротив, значимость избранных пещер стала причиной создания в них различных рисунков.

      Кедар и Баркаи убеждены, что древние художники творили не для того, чтобы племя увидало их творческие плоды, а ради поддержания отношений с космосом.

      Древние люди могли рассматривать пещеру как нечто вроде портала в другой мир. Причем он представлялся им не преисподней, а миром процветания, изобилия и роста. В статье отмечается, что примерно так же относились к пещерам более запоздалые народы – например, жители Месопотамии и индейцы чероки в Северной Америке.

      Результаты работы израильских ученых приветствовал эксперт по этнографии и наскальному искусству Дэвид Уитли. На его взор, исследование Кедар и Баркаи завершает споры о связи наскальной живописи в Европе с измененным состоянием сознания.

      «Ряд археологов ратифицировали, что наскальное искусство, скорее всего, возникло в результате шаманских практик, подразумевающих состояние транса и галлюцинации. Одним из аргументов против нашего объяснения было то, что в Западной Европе не было доказательств наличия галлюциногенных растений или веществ. Однако новое исследование показывает, что вход во многие из пещер с факелом или лампой гарантировал бы фантастические впечатления», — цитирует Уитли Haaretz.

      Он также обратил внимание, что утесы с рисунками в пещерах посещали не только художники, но и другие люди, в том числе дети – об этом свидетельствуют сохранившиеся отпечатки.

      Считается, что они впадали в групповой транс.

      Ранее ученые из Университета Гриффита в Австралии заявили, что изображение дикой свиньи на стене известняковой пещеры Леанг Тедонгнге в Индонезии, вероятно, является древнейшим рисунком звериного из обнаруженных на сегодняшний день. Выполненный красной минеральной охрой рисунок, возраст которого, по мнению ученых, составляет образцово 45,5 тыс. лет, был найден на острове Сулавеси. Исследователи полагают, что древний художник запечатлел целебесскую свинью — она до сих пор встречается на Сулавеси и соседних индонезийских островах.

      А в 2019 году в тропических лесах Амазонки заметили одну из крупнейших в мире коллекций доисторической наскальной живописи. В Серраниа-де-ла-Линдоса на территории Колумбии археологи нашли десятки тысяч изображений звериных и людей, сделанных около 12,5 тыс. лет назад. Они растянулись почти на 13 километров в труднодоступной местности. Древние художники представили на скалах вымерших животных ледникового периода, — например, мастодонта, доисторического родственника слона.

      Есть также рисунки палеоламы, вымершего верблюда, а также гигантских ленивцев и древней коню.

      Кроме того, специалисты разглядели рыб, черепах, ящериц, птиц и людей, танцующих и держащихся за руки. Один человек облачен в личину, напоминающую птицу с клювом.

      «Транс и галлюцинации»: отчего древние художники творили под кайфом

      Sabine Glaubitz/dpa/Global Look Press Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить послание Скопировать ссылку

      Источник

      >