После разгрома белоснежной армии в районе Белая Глина, Егорлыкская, 1-я Конная армия с 7-го марта 1920 г., преследуя своего противника, выдвигалась к подошве Кавказских гор – в направлении Майкопа.

Тысячекилометровый марш. Доля 1

На пути к Майкопу части Конной армии вели бои с остатками белой конницы.

Отступающие к Черноволосому морю белые (преимущественно конница) в некоторых случаях оказывали советским дивизиям довольно сильное сопротивление. Так, например, 21 марта у ст. Белореченская 6-я кавдивизия (комдив С. К. Тимошенко) почти цельный день вела бой с противником – и только к исходу дня сбила противника, захватив свыше 1000 кавалеристов, 13 легких орудий, 3 млн. снарядов, 5 млн. патронов, строй винтовок, много вагонов с медикаментами и массу другой военной добычи.

Тысячекилометровый марш. Доля 1

Схема 1.

Майкоп был занят 22-го марта, и Конная армия повела наступление к юго-западу от него – в всеобщем направлении на Туапсе.

24 марта противник в районе Хадыженская, Апшеронская и Нефтяная оказывал красным отчаянное сопротивление и даже потеснил приданную 1-й Конной армии 1-ю кавдивизию – и она немножко отошла на север.

К 1-му апреля Конная армия заняла следующее положение:

11-я кавдивизия – Ключевая, пос. Фанагорийский; передовые части – Шавановский, Садовое;

6-я кавдивизия занимала зона Тверская, Кубанская, Кабардинская; передовые части – Хадыженская;

1-я кавдивизия (приданная от 10-й армии) и бригада 14-й кавдивизии занимали район Апшеронская; авангардные части находились в районе Нефтяная, Самурская;

2-я кавдивизия (тоже приданная 1-й Конной) достигала ст. Тульская; передовые части ее занимали ст. Дагестанская, Даховская;

4-я кавдивизия занимала ст. Кужорская, Ярославская; авангардные части занимали ст. Барашевская, Переправная, Подгорная;

полевой штаб армии с 22-го марта находился в Майкопе.

Связь с дивизиями была введена и живая и техническая, с соседними армиями – телеграфная (через штаб фронта); через фронтовой штаб была налажена связь и с Москвой.

Люд и лошади 1-й Конной отдыхали от непрерывных боев, а части пополнялись за счет освобожденных из плена красноармейцев.

Ликвидация белых армий на Кавказе подходила к концу.

В это время на польском фронте поляки проявляли большую активность. Ю. Пилсудский взял лично на себя руководство операцией на Украине. Подготовка к наступлению по польскому плану должна была быть закончена к исходу дня 24-го апреля, а всеобщей наступление начато утром 25-го апреля.

На первом этапе наступления Ю. Пилсудский ставил своим армиям задачу разгромить Юго-Западный фронт, взяв Киев.

Возникла необходимость перебросить 1-ю Конную на польский фронт. Командарм 1-й Конной С. М. Буденный и член РВС К. Е. Ворошилов выехали в Москву – для переговоров о предстоящем переходе, а также о плане поступков 1-й Конной армии на польском фронте.

Временное командование было возложено на начальника полевого штаба 1-й Конной С. А. Зотова.

Тысячекилометровый марш. Доля 1

С. А. Зотов

Из Москвы по ровному проводу Буденный и Ворошилов передали приказ о движении армии на польский фронт.

3-го апреля 1-я Конная, после небольшого митинга у Белореченской, двинулась на польский фронт в конном построению – так как железнодорожный транспорт находился в таком состоянии, что не мог справиться с переброской армии.

Основной маршрут армии до Ростова – Майкоп, Гиагинская, Ладожская, Новомалороссийская, Кущевка, Батайск, Ростов.

На этом участке перехода любая дивизия имела свою дорогу и определенные районы ночлегов. Как и всегда, не допускалось перекрещивание колонн в пути. Погода и грунт путей благоприятствовали переходу.

Главная задача состояла в том, чтобы переправить колонны армии на правый берег р. Дон. Этот вопрос волновал не лишь командование Конной армии, но и ее начсостав и парторганизации частей и соединений.

Дон был в это время находился в апогее своего весеннего разлива. Начиная от Ростова и до Койсуга, Батайска и ст. Ольгинская, вся эта площадь была залита донской водой. Мостов сквозь р. Дон на участке Азов – Новочеркасск было только два. Железнодорожный мост Ростов – Батайск был не приспособлен для перехода масс людей. Деревянный разводной мост у Нахичевани работал только летом – когда вода Дона возвращалась в свои берега. Аксай – Ольгинская – также переправа летом и на пароме.

Один-единственной переправой через Дон для Конармии являлся железнодорожный мост. На нем был сделан деревянный настил – и колонны конницы за 20 – 21 апреля миновали на правый берег.

20-го апреля 4-я, 14-я кавдивизии и полевой штаб армии переправились на правый берег и расположились: 4-я кавдивизия – Султан-Сала, 14-я кавдивизия – Сырой Чалтырь, полевой штаб – Ростов, 6-я кавдивизия – Батайск и 11-я кавдивизия – Койсуг.

К 20 апреля армия, делая небольшие переходы, накрыла более 300 км и достигла Ростова. Переход до Ростова замедлялся тем, что в предвидении 1000-км марша требовалось перековать весь конский состав: ковка производилась на марше, что отнимало немало времени.

Тысячекилометровый марш. Доля 1

Схема 2.

21-го апреля в Ростове для Конной армии Донисполкомом был организован митинг.

Из Ростова маршрут Конной армии шел сквозь Матвеев-Курган, Максимилиановку, Павлоград, Днепропетровск, Елисаветград, Умань, где к 25-му мая Конармия и должна была сосредоточиться.

Для движения по указанному маршруту, для армии был выкован план, в котором предусматривались дисциплина марша, сроки достижения назначенных рубежей, своевременное извещение о достижении пунктов, зон ночлега, связь между колоннами и с полевым штабом, порядок фуражировки, обращение с местным населением, а главное – борьба с махновскими бандами, какие в большом количестве оперировали на пути движения Конармии – начиная от Матвеев-Курган до Днепропетровска. Особенно много в то время было банд в Павлоградском зоне.

Окончание следует…

Источник

>