Как-то созидатель знаменитого «Маппет Шоу» сбросил необыкновенную, совершенно потрясающую по своей атмосфере кинокартину «Лабиринт». Несмотря на звёздный состав, отличный саундтрек, закрученный сюжет и завораживающий видеоряд, кинофильм с треском сорвался в прокате. Он не оправдал надежд своих создателей. Годы спустя кинофильм смог не просто завоевать влюбленность множества зрителей по всему вселенной, он приобрёл статус культового. В чём же секрет этого изумительного фильма, который не теряет своих позиций вяще трёх десятилетий? Незнакомые ранее факты далее в обзоре.
Оригинальный сценарий выглядел совершенно иначе
Идея кинофильма родилась в результате сотрудничества Джима Хенсона и Брайана Фрауда. Совместно они как раз тогда работали над «Беспросветным кристаллом». Фрауд создал некий концепт-арт, какой вместе с новеллой, написанной детским беллетристом Деннисом Ли, затем был передан Терри Джонсу из Монти Пайтона.
Джим Хенсон и Джордж Лукас на рекламном плакате к кинофильму «Лабиринт», 1986 год. / Фото: TriStar / Getty Images
Джонса новелла совсем не впечатлила, а вот рисунки Фрауда весьма даже. Именно они вдохновили его на написание сценария. Первый набросок был представлен уже в 1983 году. Вытекающие два года его нескончаемо меняли и вносили изменения почти три десятка различных авторов. В их числе был даже Джордж Лукас.
Несмотря на то, что Терри Джонс значится в качестве сценариста полотна, сам он признавал, что твердая версия сильно отличалась от той, которую он написал изначально. Например, в раннем варианте Джарет появлялся лишь в половине кинофильма. После Джонсу сказали, что королём гоблинов будет Дэвид Боуи или Майкл Джексон. Поэтому ему нужно было не лишь показаться в самом начине, но и исполнять песни.
Морис Сендак обиделся
Морис Сендак присутствует на своей автограф-сессии «Собрание матушки гуся» 26 июля 1990 года в Нью-Йорке. / Фото: Рон Галелла, Ltd. / Getty Images
Ребяческий беллетрист был в ярости. Ведь он написал книжку о девятилетней девочке, сестру которой похитили гоблины. Чтобы её вернуть героиня должна была победить отдельный испытания. Сендак даже подал в суд. В крышке концов все стороны пришли к мировому соглашению. Фильм продолжили снимать. В титрах было написано: «Джим Хенсон признаёт собственный долг трудам Мориса Сендака». Также можно увидать копии книг Сендака на заднем плане комнаты Сары в начине кинофильма.
На роль Сары пробовались Лаура Дерн и Сара Джессика Паркер, а Джаретом мог сделаться Стинг или Мик Джаггер
Персонаж Сара – подросток на пороге взрослой существования. На эту роль прослушивали масса актрис: Ясмин Блит, Лоры Дерн, Мэдди Корман, Элли Шиди и Сару Джессику Паркер. Никто из них не впечатлил режиссёра. Было разрешено разыскивать реальную девочку подростка. Когда на площадке показалась Дженнифер Коннелли – её игрой были покорены просто все.
Дженнифер Коннели. / Фото: Henson Associates, Inc./Lucasfilm Ltd./MovieStillsDB
Вначале Король гоблинов должен был быть ещё одной куклой. Хенсону же так хотелось скинуть более светлый фильм после «Беспросветного кристалла». Он искал некого харизматичного певца, который изменил бы тон фильма. На роль предлагали Стинга, Принса, Мика Джаггера и Майкла Джексона. В покрышке крышек Джим Хенсон остановился на Боуи. Тот с восторгом принял предложение. Ему понравился сюжет. Его песни, которые были написаны специально для полотна до сих пор имеют колоссальный успех.
Семейный бизнес?
Джим Хенсон, Брайан Фрауд и Шерил Макфадден так преданно сидели над кинофильмом, что привлекли даже своих детей. Ребёнок по имени Тоби на самом деле был сыном Брайана Фрауда. Повзрослевший Тоби Фрауд произнёс раз, что он, вероятно, описал самого Боуи, когда они впервые встретились.
Лабиринт снимали на студии Elstree Studios в Хартфордшире, Англия. В соседней студии снимали кинофильм «Предание». Артисты и съёмочная группа двух фильмов смешивались между дублями. Сын Джима Хенсона Брайан именно там повстречал Мию Сару, основную актрису «Предания». Впоследствии он на ней женился. Теперь у них есть ребёнок.
В фильме участвовали дети режиссёра. / Фото: dozydawn.tumblr.com
Доктор Крашер была хореографом
Гейтс Макфадден (в титрах – Шерил Макфадден) была директором по хореографии и кукольным движениям. Она также должна была сразиться мама Сары, но кинофильм снимался в Великобритании, и законы о труде не позволяли ей это. Поэтому актриса занималась только хореографией. Запоздалее она прогремела ролью Беверли Крашер в сериале «Астральный путь».
Шерил мелькнула перед камерой в роли одной из танцовщиц в личине на балу. Также хореографа можно увидать в документальном кинофильме «Внутри лабиринта», когда она руководит танцорами.
Кадр с хореографом. / Фото: Henson Associates, Inc./Lucasfilm Ltd./MovieStillsDB
Артисты из «Алого лилипута»
В продолжение научно-фантастических связей 1990-х годов: Дэнни Джон-Джулс и Чарльз Аугинс, которые оба были задействованы в «Алом лилипуте», также снялись и в «Лабиринте». Дэнни Джон-Джулс, немало известный как Кот из «Красного карлика», озвучил двух огненных кукол. Чарльз Аугинс был и голосом другого Огненного, и хореографом «Лабиринта».
Те самые куклы. / Фото: Henson Associates, Inc./Lucasfilm Ltd./MovieStillsDB
Боуи булькал, но не жонглировал
Знаменитый эпизод, где Джарет жонглирует хрустальными шарами – это бывальщины не длани Боуи. На самом деле они относились хореографу Майклу Мошену. Он спрятался за спиной певца и просунул руки в плащ. Таким манером и была сброшена эта подмостки.
Сцена с жонглированием. / Фото: Henson Associates, Inc./Lucasfilm Ltd./MovieStillsDB
Однако вокальные эти Боуи были особенно крепки в другой области. Младенец, которого принесли булькать под песню «Волшебный танец», не издал ни целого звука. Итак, Боуи записал в песню свои собственные бульканья, чтобы вышло замышленное.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Отчего Дэвида Боуи называли «хамелеоном рок-музыки»: Маски и эволюция многоликого музыканта
Принц Чарльз и принцесса Диана посетили королевскую премьеру «Лабиринта»
Людо собственно показался на королевской премьере «Лабиринта» в Лондоне 1 декабря 1986 года. Также присутствовали принц Чарльз и принцесса Диана. Брайан Фрауд известил, что Чарльзу особенно понравилась одна подмостки … та, где представлено Болото вечного зловония. Он нашёл это невероятно смешным!
По словам Фрауда, лишь принц Чарльз хохотал во время этой неумной истории. Когда в 1988 году эти двое снова пересеклись, принц опять сказал Фрауду, как ему понравилась эта сцена.
Диана, принцесса Уэльская, Королевская премьера «Лабиринта», Лондон, с Людо и Джимом Хенсоном, 1 декабря 1986 год. / Фото: John Shelley Collection / Avalon / Getty Images
Как супруга президента Рейгана исполнила мечтание принцессы Дианы: Незабвенный вальс с Джоном Траволтой
Дарт Вейдер и Уголёк тоже поучаствовали
Джордж Лукас был исполнительным продюсером «Лабиринта». Он посетил съёмочную площадку в первоначальный день съёмок в сопровождении злодея из «Астральных браней» Дарта Вейдера, который вручил Джиму Хенсону карточку счастия.
Любимый персонаж многих британских детей, Уголёк, был неотъемлемой частью фильма, но за кадром. Когда дело доходило до съёмок подмостки, где Тоби сидит на коленях у Джарета, а Король гоблинов что-то шепчет ему, Тоби Фрауд не переставал орать. У одного из членов команды очутилась перчатка-марионетка Уголёк, какая очаровала Тоби. Итак, сцена была снята с Боуи, правящим Угольком вне кадра, чтобы Тоби сидел негромко.
Подмостки с хитростью. / Фото: Henson Associates, Inc./Lucasfilm Ltd./MovieStillsDB
По иронии судьбины, Тоби совсем не беспокоили гоблины, толпившиеся сферой. Поэтому для сцены, где он окружен ими и плачет, съёмочной группе пришлось обождать, пока ребёнок не устанет и не рассердится. Потом они смогли заснять его рыдающим.
Хогглу потребовалось пять операторов, а у Людо была камера внутри
Хоггл был, безусловно, самой сложной в управлении марионеткой. Шари Вайзер была внутри его тела. Ликом же правил Брайан Хенсон и ещё три человека по радио. Хоггл немало стонет в фильме, потому что открытый рот был единственным способом, каким Вайзер могла видать.
Позже в документальном фильме «Внутри лабиринта» Брайан Хенсон произнесёт каково было править одной куклой вчетвером: «По сути, для этого необходимо было много репетировать или хотя бы познакомиться товарищ с другом».
Марионетками было править сложно. / Фото: Henson Associates, Inc./Lucasfilm Ltd./MovieStillsDB
Иной сложной марионеткой был Людо. Тело этой куклы тянуло 35 килограммов. Из-за этого Рон Муек и Роб Миллс поочередно правили им, чтобы никто сильно не уставал. Для того чтобы поддержать им видеть, что происходит вокруг, в одном из рогов Людо была миниатюрная камера. Она демонстрировала изображение на экран в его брюхе.
Хенсон разузнал, как популярным стал его фильм перед самой смертью
«Лабиринт» был последним фильмом режиссёра Джима Хенсона. Когда он вышел, то не смог окупить 25 миллионов долларов, какие бывальщины потрачены на его создание. Кинофильм собрал лишь 12 в прокате. Хенсон был просто убит горем. После его кончины сын Брайан рассказал, что папа перед кончиной разузнал насколько высоко ценят его фильм, что он стал воистину культовым. Это утешило режиссёра.
Хенсон успел перед смертью разузнать насколько колоссальным был успех его детища. / Фото: Henson Associates, Inc./Lucasfilm Ltd./MovieStillsDB
Если вас интересует искусство большенного экрана, прочтите нашу статью о Квентине Тарантино и его личчном рейтинге: 5 лучших кинофильмов культового режиссёра.