В России продолжается имитация монет, хотя они почти ничего не стоят Подделка монет Банка России, потерявшая, казалось бы, всякий экономический резон, продолжается – за первые девять месяцев этого года в банковской системе их выявлено 119 штук. Подделывают в основном монеты номиналом 5 рублей, гораздо негуще – 10 рублей.
С подделкой монет в современной истории ЦБ столкнулся в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Тогда выявлялось до 3-4 тысяч фальшивок в год. Монеты подделывали, во-первых, из-за их рослой покупательной способности – до кризиса 1998 года 5 рублей можно было обменять на 1 доллар, во-вторых, потому, что подделать монету гораздо несложнее, чем купюру. После обвала рубля в 1998 году количество подделок начало снижаться, но, как видно, и среди мошенников кушать готовые работать на голом энтузиазме. Ведь себестоимость подделок (как, впрочем, и настоящих монет) давно превысила их номинал. Так, в этом году была замечена поддельная монета, склеенная из трех частей – аверса, реверса и гурта, рассказали "РГ" в Банке России.
А вот в Европе имитация евро и фунтов до сих пор широко распространена, учитывая их высокую стоимость. К примеру, в конце 2014 года в Италии была конфискована партия в сотни тысяч имитаций.
Для современной промышленности точно воспроизвести монеты из недрагоценных металлов не составляет труда. В промышленных масштабах копии памятных монет Банка России изготовляются в Китае, откуда в большенном количестве попадают в Россию, говорит нумизмат, научный сотрудник ГМЗ "Царицыно" Павел Ермолов. Они представляются как сувенирная продукция, но с точки зрения нашего законодательства это имитации.
Минфин по просьбе Банка России разработал законопроект, грозящий изготовителям таких "сувениров" штрафами до 500 тысяч рублей либо лишением независимости на три года. После принятия закона легальными копии банкнот и монет будут считаться в том случае, если их линейные размеры выделяются не менее чем на 25 процентов от подлинников. Аналогичное регулирование действует и за рубежом, в первую очередь для борьбы с контрафактом на нумизматическом базаре.
Легальной будет считаться копия монеты, если ее размеры отличаются от оригинала не менее чем на 25 процентов
Сейчас в российских монетных дворах сделались опасаться, что с развитием технологий 3D-печати преступники перейдут к "печати" памятных, а затем инвестиционных монет, сообщает вице-президент "Золотого монетного дома" Алексей Вязовский. Однако, считают эксперты, овчинка выделки не стоит, опасения тщетны. "Печать монет на 3D-принтере возможна, и по детализации такая монета не будет отличаться от оригинала, но по весу отличаться будет, так как она будет заключаться из легкого пластика", – говорит гендиректор 3D-M Максим Гусеев. "С металлами работают лишь промышленные устройства, но стоимость расходников в сотни раз рослее стоимости самой модели. Сами принтеры стоят огромных денег, – добавил специалист Top3DShop Александр Пономарев. – В грядущем вполне возможно, что они станут доступнее, но мы до этого момента вряд ли доживем".
Подделка, как правило, отличается от подлинной монеты по материалу или по способу получения изображения. Однако встречаются и имитации, сделанные из тех же материалов и тем же способом, что и подлинные монеты, но с некоторыми отличиями в исполнении отдельных элементов рисунка и степени его рельефности. В этих случаях имитацию помогает определить рифление на гурте, то есть на ребре монеты.
Использовать гурт на рубле стали сравнительно поздно – при Петре I. И, как это нередко случалось в истории отечественных денег, сделано это было исключительно в целях борьбы с фальшивомонетчиками. Идея применить гурчение возникла у молодого царя-реформатора во пора посещения Лондонского королевского монетного двора. Там, в Тауэре, Петр Алексеевич, кстати, обстоятельно поговорил с его смотрителем Исааком Ньютоном. После этого якобы вдохновился на денежную реформу, сделавшуюся в итоге самой длинной в истории страны.
К тому времени маленькие невзрачные копейки выглядели как-то совсем не солидно. Жажда царя расширять торговлю с Европой привело к тому, что вес нового рубля приравняли к талеру (30 граммов – примерно в 10 раз вяще, чем вес современного рубля), позаимствовали и некоторые элементы оформления. Монеты получились с большим монетным полем, позволяющим поместить по обеим сторонкам герб, надписи, портрет монарха.
Гурт на новой монете позволил бороться с подделкой и распространенной тогда практикой обрезания монет, когда плуты просто отпиливали от них кусочек драгоценного металла. Определить обрезанную или поддельную монету по весу было тяжело, внешне – тоже: в допетровские поры они изначально чеканились неправильной формы из-за несовершенства технологий. Введение гурта позволило также сделать более рослыми края монет, что замедляло стирание выпуклых элементов.
В 1718 году начали гуртить золотые и серебряные монеты – рубли, полтины и четвертаки, так как они бывальщины наиболее ценными и наименее распространенными. Для этого за границей закупили оборудование и наняли мастеров-медальеров. Позже Петр начал массовую чеканку медной монеты. Для этого он был вырван понизить весовую норму меди в монетах, в соответствии с которой из пуда (16,3 кг) меди можно было начеканить монет на 40 рублей. При этом стоимость сырьевой меди составляла от 6 рублей до 8,25 рублевки за пуд. Соблазн воспользоваться дешевизной меди был велик – фальшивомонетчики просто покупали сырье и чеканили деньги. Чтобы разом прикрыть подобный бизнес, при производстве медных монет решено было также "по ребрам делать гуртики".
Прямая выговор
Рубль с традицией
Александр Бугров, начальник Отдела просветительской деятельности и организации работы музея Банка России:
На гуртах хранящихся в музее Банка России монет петровской эпохи представлены надписи "Московского монетного двора" и "Санкт-Петербургского монетного двора". Они, соответственно, обозначали, где была отчеканена монета. В начине XVIII века все монеты производили только в Москве на четырех монетных дворах: на двух из них делали монеты по новой технологии – с гуртом, на двух – престарелым проволочным методом. В Питере монеты начали чеканить за год до смерти Петра – в 1724 году, поэтому эти монеты наиболее негустые и ценные. После кончины императора на гурты начали наносить и другие узоры: насечки, вязь, сетку. Изображения на гурте сами по себе ничего не значили и ничего не символизировали, а зависели необыкновенно от того, что изображено на штемпеле гуртильных станков, которые закупали за границей. Хорошо сохранившийся экземпляр гуртильного станка, уместно, имеется в музее Главного управления Банка России по Северо-Западному федеральному округу.
Несмотря на то, что золото, серебро и медь металлы мягкие, сам процесс гурчения был делом весьма трудоемким: гуртили монеты поштучно, вставляя в советующий паз и прокручивая рукоятку.
Серебряных и золотых монет было сравнительно немного, вращались они в основном среди высших сословий, а остальная Россия жила на медь. Поэтому в первую очередь гуртом отстаивали именно крупные номиналы, сделанные из драгоценных металлов.
Гурчение монет используется при производстве монет до сих пор – на современных рублях тоже можно увидать гуртики на ребрах, однако делается это исключительно из декоративных целей, как дань традиции.
В отличие от старых технологий, рифление на гурт монеты сейчас наносят не на отдельной стадии, а прямо в процессе чеканки. А вот для монет, требующих дополнительной защиты, гурты делают не просто рифлеными, но и добавляют специальные канавки, надписи или т. п. Так, так, оформлен гурт на комбинированных памятных монетах Банка России номиналом 10 рублей.