«Все пылает»: 40 лет взрыву ракеты в Плесецке
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Все пылает»: 40 лет взрыву ракеты в Плесецке

«Все пылает»: 40 лет взрыву ракеты в Плесецке

ТАСС/РИА «Новинки»

18 марта 1980 года взрыв ракеты «Восток» на космодроме Плесецк унес жизни четырех десятков человек. Он сделался одним из самых мрачных эпизодов в истории советской космонавтики, причины трагедии до конца установлены не были.

      18 марта 1980 года на космодроме Плесецк случилась катастрофа, ставшая в один ряд с самыми трагическими эпизодами становления советской космонавтики.

      При заправке ракеты-носителя «Восток-2М» случился взрыв, в итоге которого погибли 48 человек, более 40 получили ранения и ожоги.

      Ракета «Восток» была создана на основе первой в вселенной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, знаменитой «семерки», конструкции Сергея Королева. На ракете в тот день должен был лететь попутчик военного назначения «Икар» — аппарат радиотехнической разведки.

      За два часа до пуска все блоки ракеты были полностью забраны керосином, шла заправка жидким кислородом, завершалась заправка перекисью водорода.

      Взрыв произошел в 19.01, начавшийся пожар истребил ракету со спутником и частью наземного оборудования.

      179 тонн жидкого кислорода и 73 тонны керосина превратили стартовый комплекс в растопленные развалины. Никто из стартового расчета не успел подать сигнал тревоги, лишь один из офицеров, капитан Кукушкин, прикрикнул по шлемофонной связи: «Снять напряжение с борта!».

      На месте погибли 44 человека, еще четверо скончались в больнице, пожар тушили трое суток.

      «На всех была обгоревшая платье, все они черные были. Стоны, крики», — вспоминал Анатолий Шуть, замначальника санчасти космодрома «Плесецк».

      «Все пылает. Сколько будет раненых, неизвестно. Готовьтесь», — раздался звонок в военном госпитале города Мирный.

      Для выяснения вин взрыва была образована правительственная комиссия во главе с зампредом Совета министров СССР Леонидом Смирновым.

      Главная проблема заключалась в отсутствии прямых свидетелей аварии — большинство членов расчета, принимавшего участие в заправке, погибли. «На нижней отметке лежал космический аппарат, отвлечённая рука человека, на фермах обслуживания висели трупы, впечатление очень тяжелое», — вспоминал Виталий Соколов, член госкомиссии по выявлению вин аварии. По его словам, было две основных версии аварии: верхняя и нижняя.

      «Суть верхней версии состояла в том, что расчет, обслуживавший этот блок Е, преступил эксплуатационную документацию и устранение течи кислорода с температурой -173 градуса, которое действительно имело место, и это зафиксировано в бортовом журнале, изготавливал методом обматывания этого негерметичного стыка тканью и поливал водой», — пояснял он.

      «Ефрейтор Великоредчанин пришёл сюда за пять минут до взрыва по моему приказанию, я ему передал блок, связь, и убыл вниз,— рассказывал командир военного расчета космодрома «Плесецк» Сергей Гореликов. — Когда я зашел в стартовое сооружение, раздался взрыв».

      «Нижняя» версия связана с баками первой ступени, заполненными перекисью водорода, какая мгновенно разлагается при появлении в ее составе определенных катализаторов.

      В результате рассмотрения нескольких версий Государственная комиссия решила, что вином катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». Вином было названо искрообразование на площадке, на которой находился рядовой Великоредчанин.

      При этом на съемках передачи телеканала «Совершенно негласно», посвященной аварии, Гореликов категорически отверг предположение об использовании тряпки.

      Однако официальные итоги расследования пришлось пересмотреть. Гладко через год на соседнем старте на этапе заправки штатной ракеты перекисью водорода руководителем работ было зафиксировано повышение температуры в трубопроводах — взрыв едва-едва удалось предотвратить.

      «После были тщательно проверены все элементы, работающие с перекисью водорода. На самом деле это очень капризный продукт, отзывчиво реагирующий на различные примеси металлов. Были проверены все фильтроэлементы (не только в Плесецке, но и на Байконуре) и все рукава, через которые проходила перекись. Было введено, что из 500 единиц таких элементов более 20 имеют браковочные характеристики по параметру «газовыделение при контакте с перекисью», — подчеркивал заместитель генерального директора ФГУП ЦЭНКИ Игорь Бармин, сын основного конструктора Владимира Бармина.

      Тогда выяснилось, что пайка в фильтрах на заводе имени М.В. Фрунзе в Сумах была выполнена не в соответствии с конструкторской документацией, в припое содержался свинец.

      Однако подтвердить документально, что при заправке подорвавшейся ракеты использовались некондиционные фильтры, оказалось невозможно.

      11 декабря 1999 года комиссия правительства РФ по военно-промышленным вопросам огласила об окончательной реабилитации личного состава боевого расчета.

      По числу погибших катастрофа 18 марта 1980 года остается другой после аналогичной трагедии на космодроме Байконур 24 октября 1960 года, когда при подготовке к испытательному пуску на стартовой позиции подорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16.

      Источник

      >