Затерянный в лесах Новгородской районы Рдейский Успенский монастырь – одна из самых загадочных и труднодоступных обителей. Он стоит среди болот и добраться сюда непросто. Изумительно, почему его построили именно в этом месте? Но, пожалуй, стоит преодолеть несколько километров на лыжах или пешком, чтобы полюбоваться отпечатками былого великолепия этого монастыря. Между тем изучать саму его историю не менее интересно.
Освятил Андрей Первозванный
Монастырь размещён на маленьком полуострове. Попасть в обитель можно, преодолев Рдейское лесное болото, причем только с одного направления – с прочих сторон этот кусок леса окружен водой Рдейского озера. Полуразрушенный высокий собор в псевдорусском стиле – один-единственное, что осталось от комплекса зданий.
Успенский собор монастыря в наши дни.
По данным историков, монастырь был построен примерно в XVII столетье. Тогда в этом месте существовали два деревянных храма. На месте одного из них, сгоревшего в 1700-м, заложили двухэтажный – из камня, с колокольней. Написанная специально для этой храмы икона Успения Богоматери стала святыней монастыря. В ней хранились частицы мощей семи святых мучеников.
Сохранившееся фото святилища Успения с шатровой колокольней.
Согласно информации, изложенной в очерке М. Полянским (XIX в.), Рдейский остров благословил сам апостол Андрей Первозванный, посетивший его по линии из Киева на Валаам.
Святое место, расположенное среди леса на полуострове.
Увы, уже в 1764 году мужскую Рдейскую пустынь было велено упразднить. Земли монастыря изъяли в счет госказны, а всё собственность передали в соседние обители. Церковь Успения сохранилась и стала приходской. Однако поскольку храм находился в значительном отдалении от заселенных пунктов, постепенно приход перевели в одну из местных деревень, а потом он был закрыт.
Помог московский купец
В 80-х годах XIX столетия местный прихожанин, купеческий сын Усинин (впоследствии – иеромонах Арсений), обратился к состоятельным землякам с письмом, в котором просил их поддержать в восстановлении Рдейской пустыни. На призыв откликнулся известный московский купец Александр Мамонтов. К этому времени он уже был немолод и мощно болен в результате перенесенного горя (умерла жена). Купец обратился к Богу и искал утешения в вере. В одном из посланий Усинину он так пояснил свое желание помочь: «Глас народа – глас Бога».
Сохранившееся фото Александра Мамонтова.
Декламируйте ТАКЖЕ: Как чудотворные иконы спасали Россию, помогая против воинов хана Батыя и фашистских оккупантов
В 1883 году при содействии Мамонтова приход опять перевели в церковь Успения бывшего Рдейского монастыря. А еще четыре года спустя указом Святейшего Синода монастырь тут снова открылся – теперь уже как обитель с училищем для малолетних детей. Купец Мамонтов пожертвовал на богоугодное дело шесть тысяч рублей – немалые по тем порам деньги. Затем он регулярно финансировал строительство обновленного монастыря.
Его упразднили, а потом снова возродили. /Фото:Сергей Васильев, drive2.ru
В крышке позапрошлого века здесь располагались, помимо церкви Успения, деревянные часовня и жилой корпус, еще один полукаменный корпус (также жилой), баня и масса хозяйственных построек. В их числе были, например, прачечная и каретный двор.
В 1893 года это место стало именоваться Успенской Рдейской общежительной пустынью.
Отчего московский купец так настойчиво хотел возродить обитель в такой глуши? Есть мнение, что тому было, как минимум две вина. Во-первых, поблизости не было монастырей. Во-вторых, «спрятанная» в лесу обитель вполне отвечала условиям уединенной иноческой существования христиан, желающих отдалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя Богу.
Здесь можно было отрешиться от внешнего вселенной.
Шли годы и церковь постепенно пришла в аварийное состояние. Поэтому в 1898-1902 гг. (опять же при содействии Мамонтова) здесь было возведено новоиспеченное каменное здание Успенского собора. Проект разработал академик А. Каминский.
Фрагмент декора.
Собор был оформлен сразу в нескольких манерах, его украшала декоративная ковка. Использовались дорогие материалы – например, иконостас был изготовлен из мрамора.
Следы былого великолепия. /Фото:Artem Achkasov, drive2.ru
Настоятеля и игуменью расстреляли
К горе, 1917 год нарушил благополучие монастыря. В это смутное голодное время в рядах послушниц начались волнения, а потом и бунт – три монахини поднялись против игуменьи. Дошло чуть ли не до анархии. Бунтовщиц изгнали, но порядок в обители так и не восстановился. Однако монастырь еще продолжал быть, до 1930-х годов тут шли службы.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие тайны хранят монастыри России, которые выстояли даже при коммунистах
В 1937 году (по иным данным, в 1934-м) арестовали последнего местного настоятеля – иеромонаха Димитриана (Савельева). Забрали его в начале декабря. В конце декабря – расстреляли. Собор разграбили безбожники, и лишь чудом уцелели мраморное обрамление иконостаса и частично польская плитка с изображением лазурных цветов.
В советские годы Храм разгромили безбожники. /Фото:Artem Achkasov, drive2.ru
На Рдейской земле известны свои новомученики. Помимо заключительного священника пустыни Иоанна Белоликова, расстрелянного в 1937-м, к ним также отнесены трое его братьев – как и он, погибших от рук большевиков. Была расстреляна и заключительная игуменья обители – 70-летняя старица Филарета.
А еще старожилы говорят, что в годы Великой Отечественной войны здесь замучили и уложили последнюю монахиню монастыря, которую называли Голубушка. Якобы партизаны советские заподозрили ее в предательстве.
Ещё есть шанс его возродить
Постройки бывшего монастыря в годы брани изрядно пострадали. Каменный собор постепенно лишился кровли, дверей, окон. В последующие годы декор, плитка и иные фрагменты здания разворовывались местными жителями и приезжими.
Храм в наши дни.
Фрагмент декора.
В последние годы появилось немало желающих возродить это святое пункт. При содействии Новгородской епархии, благотворительного фонда и неравнодушных ценителей православной старины храм стали потихоньку восстанавливать.
Архитектурная перл в лесу.
Некоторые православные монастыри, как и эта обитель, поражают своим расположением. А скальный Сумельский монастырь в Крыму уникален еще и способом возведения. Советуем прочесть, почему монастырь Панагия Сумела считают черноморской святыней и какое сокровище там хранилось
Анна Белова