![Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века](/wp-content/uploads/2021/02/e521895c7863b35bb5c0a62d9cb49408.jpg)
На Земле кушать немало необычных храмов, в том числе и православных, но немногие знают, что в начале прошлого века существовал единственный в Российской Империи храм-пароход. Он ходил по Каспийскому морю и по Волге, а после революции, увы, перестал работать. Плавучая церковь была построена в честь Святителя Николая Чудотворца, который, как принято считать, покровительствует морякам. Это был полноценный святилище, в котором служили священники и проходили литургии и таинства.
Как появился храм-пароход
Поскольку в начале прошлого века на Каспии бывальщины сконцентрированы сотни судов и даже плавучих контор, которые контролировали перемещение грузов, возникла необходимость предоставить возможность морякам, рыболовам и служащим посещать храм прямо здесь, в «плавучем городе». Ведь многие из этих людей по несколько месяцев были на судах и баржах, не имея возможности ездить в Астрахань.
Тогда Епископ Астраханский и Енотаевский Георгий предложил соорудить святилище на воде. Эту идею высказывал и уважаемый в городе богатый астраханский мещанин Янков – человек очень набожный. Специальная комиссия, какую сформировал совет Кирилло-Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, приняла решение приобрести пароход, чтобы переделать его в плавучий святилище.
![Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века](/wp-content/uploads/2021/02/2c0cdf44d46e759648b7639b7d4b417d.jpg)
Так выглядел пароход до того, как его переделали в храм.
Было осмотрено несколько десятков судов, в итоге самым подходящим очутился буксирно-пассажирский пароход «Пират», принадлежавший на тот момент астраханскому мещанину Минину. В 1910 году у судовладельца купили этот пароход и приступили к реорганизации его в плавучую в церковь.
К этому времени «Пират» уже «отмотал» более 50 лет на Волге (его построили в 1858 году в Англии по особому заказу). Кстати, сначала он носил название «Криуши», а «Пиратом» пароход стал уже при Минине.
Судно имело железный корпус и деревянную палубу. Длина его составляла 44,5 метра, а ширина – от 7 до 13 метров. Гребные колеса «Пирата» приводила в движение паровая машина. Обслуживал пароход экипаж из 18 моряков.
Плавучий святилище с семью позолоченными главами мог развивать скорость более 20 километров в час.
В нем были даже лазарет и больница
Всего за чету месяцев внешний и внутренний облик парохода кардинально изменился. Большинство деталей машины пришлось заменить, а корпус – сделать дольше (само по себе помещение храма находилось в носовой части). Кроме того, на бывшем «Пирате» теперь появилась часовня-звонница, какая совмещалась с рулевой рубкой… В ней располагались шесть колоколов, в том числе большой колокол-благовест, весивший почти 254 кг. На судне показалось электричество.
![Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века](/wp-content/uploads/2021/02/8830066669f35f547844d1949bee11c6.jpg)
Так выглядел плавучий храм.
Переделка парохода в храм Николая Чудотворца, конечно же, была делом весьма затратным – она стала примерно в 30 тыс. рублей. Однако стоит отметить, что на строительство плавучей церкви жертвовали деньги многие верующие – как отдельные граждане, так и цельные организации. А местное врачебное отделение предоставило для церковного лазарета, который также был предусмотрен проектом, лекарства и медицинские инструменты. Мини-больница, уместно, предназначалась для лечения прихожан.
Если не считать алтарь, площадь помещения храма с хорами составляла не менее 40 кв. метров. Иконостас со старыми образами, выполненными московскими иконописцами, был покрыт красивым орнаментом. Стены храма были тоже украшены декором. На них располагались старые иконы.
![Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века](/wp-content/uploads/2021/02/da272049f81c8f9b06e2edfab5f5d7d9.jpg)
Фрагмент модели храма на воде. /Фото:dishmodels.ru, Вячеслав Василенко
Храм был обеспечен всеми необходимыми духовным предметами, в том числе шикарными парчовыми облачениями для священнослужителей. Священник диакон и староста жили здесь же, в оборудованных каютах. На корабле имелись и каюты для гостей. В храме даже была трапезная, в которой бесплатно кормили нуждающихся.
Вообще же здесь сидели и певчие, и пономарь, и монастырский повар – в общем, как в обычном большом храме.
![Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века](/wp-content/uploads/2021/02/851227f8d715520e767fc07f7cc0b226.jpg)
Модель храма св. Николая. /Фото:picturehistory.livejournal.com
Плавучую храм освятили 11 апреля 1910 года. Это событие собрало большую толпу людей, заполнившую всю пристань. Тут были и пролетарии, моряки, и купцы, и представители православной церкви, и просто местные жители. На судне красовалась надпись «Святитель Николай Чудотворец», на вихрю колыхался белый флаг с изображенным на нем крестом. Освятил церковь-пароход автор-вдохновитель этой идеи епископ Георгий. Он произнес торжественную выговор, отметив, что такой плавучий храм – первый подобный опыт, известный ему в истории.
Содержание храма на воде обходилось недешево, но основную доля денег церковь получала в виде пожертвований от верующих.
![Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века](/wp-content/uploads/2021/02/49ab804b75b72a93a21d1387ae62c426.jpg)
План помещений храма.
Храм ходил по Каспию и Волге, обслуживая не лишь моряков и рыбаков, но и жителей местных деревень. Кроме того, он способствовал обращению в христианство проживающих в этих краях калмыков – служивший на корабле иеромонах Иринарх знал калмыцкий.
![Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века](/wp-content/uploads/2021/02/f7c3003f9f9ca0b3613bdc8ea0ae5c4b.jpg)
Это был полноценный храм. Только плавучий.
Интересно, что за историю своего существования в качестве святилища судно неоднократно попадало в шторм, однако каждый раз выходило из него невредимым.
Что было дальше
Увы, плавучий храм Николая Чудотворца просуществовал итого лишь пять лет. Наступили непростые времена, и к 1916 году церковь закрыли. В прессе писали, что судно обветшало и его содержание признано чересчур дорогим. Встал вопрос о том, что с ним делать. Местный епископ Филарет решил продать плавучий храм на слом, однако это потребовало волнения среди народа и духовенства. Филарет был отправлен на покой. Тем не менее судно продали.
Постепенно про храм стали забывать. Настала февральская революция, а затем – изменившие ход истории октябрьские события.
Согласно сохранившимся документам, в 1918-м плавучую церковь опять переделали в обычный пароход. Теперь это уже было спасательное судно в составе Бакинского порта и называлось оно «Нечаянный». Однако на этом судьбина судна не закончилась: вскоре его снова переоборудовали – на этот раз в плавучий театр. Сначала он назывался «Иосиф Сталин», а затем – «Моряна».
О дальнейшей судьбине бывшего храма точных данных нет. По одной версии, судно просуществовало до 60-х годов (в это время в нем располагалось общежитие), а по другой, его разобрали на металлолом еще в 1920-х годах.
![Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века Зачем выстроили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века](/wp-content/uploads/2021/02/ccc9a355bb8df442b7f16dfa8e9ee606.jpg)
Плавучий святилище св. Владимира. /Фото:prav-news.ru
Кстати, после распада Советского Союза в России тоже стали появляться храмы на кораблях. Например, есть церковь с тремя куполами на судне «Отец Веренфрид» (во имя иконы Святого князя Владимира), созданная на основе небольшого десантного корабля. Также в 1998 году был спущен на воду плавучий храм «Святитель Иннокентий Московский. А еще существуют храм-судно «Альбатрос» (в честь Андрея Первозванного) и выстроенная в 2013 году в районе слияния Иртыша и Оби маяк-часовня.
Плавучий храм – это ещё что! Предлагаем ознакомиться со своеобразным рейтингом, в котором представлены 10 экстравагантных и креативных православных святилищ, разрывающих шаблоны.
Текст: Анна Белова