На Земле кушать немало необычных храмов, в том числе и православных, но немногие знают, что в начале прошлого века существовал единственный в Российской Империи храм-пароход. Он ходил по Каспийскому морю и по Волге, а после революции, увы, перестал работать. Плавучая церковь была построена в честь Святителя Николая Чудотворца, который, как принято считать, покровительствует морякам. Это был полноценный святилище, в котором служили священники и проходили литургии и таинства.
Как появился храм-пароход
Поскольку в начале прошлого века на Каспии бывальщины сконцентрированы сотни судов и даже плавучих контор, которые контролировали перемещение грузов, возникла необходимость предоставить возможность морякам, рыболовам и служащим посещать храм прямо здесь, в «плавучем городе». Ведь многие из этих людей по несколько месяцев были на судах и баржах, не имея возможности ездить в Астрахань.
Тогда Епископ Астраханский и Енотаевский Георгий предложил соорудить святилище на воде. Эту идею высказывал и уважаемый в городе богатый астраханский мещанин Янков – человек очень набожный. Специальная комиссия, какую сформировал совет Кирилло-Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, приняла решение приобрести пароход, чтобы переделать его в плавучий святилище.
Так выглядел пароход до того, как его переделали в храм.
Было осмотрено несколько десятков судов, в итоге самым подходящим очутился буксирно-пассажирский пароход «Пират», принадлежавший на тот момент астраханскому мещанину Минину. В 1910 году у судовладельца купили этот пароход и приступили к реорганизации его в плавучую в церковь.
К этому времени «Пират» уже «отмотал» более 50 лет на Волге (его построили в 1858 году в Англии по особому заказу). Кстати, сначала он носил название «Криуши», а «Пиратом» пароход стал уже при Минине.
Судно имело железный корпус и деревянную палубу. Длина его составляла 44,5 метра, а ширина – от 7 до 13 метров. Гребные колеса «Пирата» приводила в движение паровая машина. Обслуживал пароход экипаж из 18 моряков.
Плавучий святилище с семью позолоченными главами мог развивать скорость более 20 километров в час.
В нем были даже лазарет и больница
Всего за чету месяцев внешний и внутренний облик парохода кардинально изменился. Большинство деталей машины пришлось заменить, а корпус – сделать дольше (само по себе помещение храма находилось в носовой части). Кроме того, на бывшем «Пирате» теперь появилась часовня-звонница, какая совмещалась с рулевой рубкой… В ней располагались шесть колоколов, в том числе большой колокол-благовест, весивший почти 254 кг. На судне показалось электричество.
Так выглядел плавучий храм.
Переделка парохода в храм Николая Чудотворца, конечно же, была делом весьма затратным – она стала примерно в 30 тыс. рублей. Однако стоит отметить, что на строительство плавучей церкви жертвовали деньги многие верующие – как отдельные граждане, так и цельные организации. А местное врачебное отделение предоставило для церковного лазарета, который также был предусмотрен проектом, лекарства и медицинские инструменты. Мини-больница, уместно, предназначалась для лечения прихожан.
Если не считать алтарь, площадь помещения храма с хорами составляла не менее 40 кв. метров. Иконостас со старыми образами, выполненными московскими иконописцами, был покрыт красивым орнаментом. Стены храма были тоже украшены декором. На них располагались старые иконы.
Фрагмент модели храма на воде. /Фото:dishmodels.ru, Вячеслав Василенко
Храм был обеспечен всеми необходимыми духовным предметами, в том числе шикарными парчовыми облачениями для священнослужителей. Священник диакон и староста жили здесь же, в оборудованных каютах. На корабле имелись и каюты для гостей. В храме даже была трапезная, в которой бесплатно кормили нуждающихся.
Вообще же здесь сидели и певчие, и пономарь, и монастырский повар – в общем, как в обычном большом храме.
Модель храма св. Николая. /Фото:picturehistory.livejournal.com
Плавучую храм освятили 11 апреля 1910 года. Это событие собрало большую толпу людей, заполнившую всю пристань. Тут были и пролетарии, моряки, и купцы, и представители православной церкви, и просто местные жители. На судне красовалась надпись «Святитель Николай Чудотворец», на вихрю колыхался белый флаг с изображенным на нем крестом. Освятил церковь-пароход автор-вдохновитель этой идеи епископ Георгий. Он произнес торжественную выговор, отметив, что такой плавучий храм – первый подобный опыт, известный ему в истории.
Содержание храма на воде обходилось недешево, но основную доля денег церковь получала в виде пожертвований от верующих.
План помещений храма.
Храм ходил по Каспию и Волге, обслуживая не лишь моряков и рыбаков, но и жителей местных деревень. Кроме того, он способствовал обращению в христианство проживающих в этих краях калмыков – служивший на корабле иеромонах Иринарх знал калмыцкий.
Это был полноценный храм. Только плавучий.
Интересно, что за историю своего существования в качестве святилища судно неоднократно попадало в шторм, однако каждый раз выходило из него невредимым.
Что было дальше
Увы, плавучий храм Николая Чудотворца просуществовал итого лишь пять лет. Наступили непростые времена, и к 1916 году церковь закрыли. В прессе писали, что судно обветшало и его содержание признано чересчур дорогим. Встал вопрос о том, что с ним делать. Местный епископ Филарет решил продать плавучий храм на слом, однако это потребовало волнения среди народа и духовенства. Филарет был отправлен на покой. Тем не менее судно продали.
Постепенно про храм стали забывать. Настала февральская революция, а затем – изменившие ход истории октябрьские события.
Согласно сохранившимся документам, в 1918-м плавучую церковь опять переделали в обычный пароход. Теперь это уже было спасательное судно в составе Бакинского порта и называлось оно «Нечаянный». Однако на этом судьбина судна не закончилась: вскоре его снова переоборудовали – на этот раз в плавучий театр. Сначала он назывался «Иосиф Сталин», а затем – «Моряна».
О дальнейшей судьбине бывшего храма точных данных нет. По одной версии, судно просуществовало до 60-х годов (в это время в нем располагалось общежитие), а по другой, его разобрали на металлолом еще в 1920-х годах.
Плавучий святилище св. Владимира. /Фото:prav-news.ru
Кстати, после распада Советского Союза в России тоже стали появляться храмы на кораблях. Например, есть церковь с тремя куполами на судне «Отец Веренфрид» (во имя иконы Святого князя Владимира), созданная на основе небольшого десантного корабля. Также в 1998 году был спущен на воду плавучий храм «Святитель Иннокентий Московский. А еще существуют храм-судно «Альбатрос» (в честь Андрея Первозванного) и выстроенная в 2013 году в районе слияния Иртыша и Оби маяк-часовня.
Плавучий храм – это ещё что! Предлагаем ознакомиться со своеобразным рейтингом, в котором представлены 10 экстравагантных и креативных православных святилищ, разрывающих шаблоны.
Текст: Анна Белова