Волям во всех краях мира, кажется, только и дай что-нибудь запретить, притом часто – совершенно безобидное. Есть даже шутка, что история цивилизации – это история цензуры, то кушать – запрета. Вот и московские цари в Средние Века и сразу после них горазды были запретить что-нибудь на чету с церковью. Многие запрещения того времени сейчас вызывают удивление.
Нельзя было прилюдно играть в шахматы
Шахматный кружок сейчас среди самых популярных – не столько у детей, сколько у их родителей. Эта интеллектуальная настольная игра развивает логику, пространственное и стратегическое мышление, уходит корнями в забавы аристократов немало краёв мира, позволяет научиться соревноваться, с одинаковым достоинством как выигрывая партии и турниры, так их и проигрывая… Даже представить немыслимо, что лет шестьсот-пятьсот тому назад шахматы на Руси бывальщины под запрещением, наряду, например, с игрой в кости. Играли в них только в домашней обстановке, без лишних свидетелей.
Дело в том, что шахматы сочли чересчур азартной игрой. И не лишь потому, что в шахматных партиях в старину нередко делали ставки – в шахматы можно было даже выиграть себе в супруги дочь немало знатной, чем игрок, семьи! Помимо ставок, шахматы сильно затягивали, особенно во времена, когда возможности скачать хоть дюжину стратегических игр на телефон не было – поскольку не было телефона, интернета и большинства этих игр.
Вячеслав Шварц. Подмостки из домашней жития царей, 1865 г. Фрагмент.
Из-за этой особенности шахмат даже после снятия на них запрета родителям сурово рекомендовалось ограничивать детей во поре, которое они проводят за этой игрой. Ребёнок, который слишком много играл в шахматы, принимался неотступно прокручивать в башке проигранные им партии, словно в бреду, а также слишком остро переживал свои проигрыши, что расшатывало его нервозную систему. Кроме того, дитя за шахматами подолгу сидел неподвижно, вперив взор в доску, что вредило развитию его костяка и мышц, приводило к застою крови и пагубно воздействовало на зрение. В общем, к шахматам относились примерно так же, как в наше время – к играм на гаджетах.
Декламировать ТАКЖЕ: Что родители прошлого находили таким же вредным для детей, как смартфон и чипсы.
Как будто этого мало, отдельные ревнители нравственности в прошлом (правда, всё же не в Посредственные века) утверждали, что возможность захватить чужого короля своими фигурами или поставить ему мат подрывает нравственность – шахматисты, мол, перестают почитать иерархию и теряют почтение перед монархами.
Балы и флирт были под запретом
Пётр I свершил настоящую революцию, сделав непременными «ассамблеи», то есть сборища дворян развлечения ради – в том числе в виде балов, и к тому же разрешив и даже принудив дам и мужей на ассамблеях друг с другом общаться. Именно при нём в Россию проникло такое явление, как светский флирт – ухаживание-игра. Желая, разумеется, романы на Руси умудрялись заводить и до Петра.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как танцевали на балах в России 200 лет назад, и какой пляска сообщал о серьёзных намерениях кавалера.
Конечно же, на Руси балы были запрещены именно из-за возможности флиртовать. Кроме того, во поры, когда русские князья платили дань Золотой Орде, в русские города проникали восточные обыкновения – например, обыкновение держать женщин в доме, не давая им лишний раз общаться с мужчинами. Знатные дамы, совсем как знатные монголки, сделались весьма густо белить лицо, словно закрывая его маской, и только в таком виде представали перед посторонними людьми. Уже в семнадцатом столетье боярыня Черкасская всерьез скандализировала женское общество, отказываясь закрашивать своё красивое лицо. Боярские жёны сплотились, чтобы принудить её не ходить в таком непристойном облике – ведь так лицо-то голое!
Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1887. Фрагмент. Хорошо видны набелённые и нарумяненные лики дам в одежде знатных дам.
При том, что женщины допетровской Руси не знали светского флирта, их губ касались за жизнь многие мужчины. Был обычай, по какому дорогим гостям хозяин призывал поднести угощение свою дочь, жену, племянницу-иждивенку. Та подходила к гостю с подносом, на каком стояла чарка. Хлебнув из чарки, гость крепко целовал ту, что её поднесла. Это не казалось никому неприличным.
Однако же главной вином запрета на балы было не отстаивание дамское скромности, а… сопровождающая балы музыка. Музыкальные выступления считались греховными, они преследовались храмом и государством. Максимум, для потехи всей семейства могли попросить какого-нибудь ловкого в музыке холопа прямо в доме что-то спеть, подыгрывая себе на гуслях или домре. Всё, что сверх этого, желая и встречалось, но осуждалось и могло повергнуть к неприятностям.
Сценические искусства были запрещены вообще
Кроме музыкальных представлений, бывальщины под запретом и любые иные массовые понятия перед публикой: театральные, кукольные, певческие, танцевальные… Если бы на Руси ведали декламацию стихов, то наверняка запретили бы и её. Один-единственным видом прилюдного представления, если так можно выразиться, было пение в храмы. Надо сказать, именно по псалмам московских царевичей и обучали нотной грамоте. Всё остальное было слишком уж греховно – так ратифицировала церковь.
Франц Рисс. Скоморохи в деревне, 1857.. Фрагмент.
По той же вину, по которой под запретом были сценические искусства, запрещалось и «рядиться», то кушать переодеваться в кого-либо. Обычно вспоминают запрет на платье противоположного пола, но точно так же нельзя было нарядиться и персонажем сказки. То кушать ничего похожего на венецианские маскарады в допетровской Руси и быть не могло.
Вина же всех этих табу – борьба с языческим наследством. Хотя все древнерусские княжества были официально христианскими, народные верования не сдавали своих позиций. Почитается, что многие языческие обряды продолжали быть в виде празднеств с переодеваниями (например, колядки) либо же выступлений скоморохов. Тяжело сказать, действительно ли скоморохи наполняли привычные понятия, часто привязанные к разным датам, религиозными чувствами, но церковь предпочла перестраховаться. Когда царь Алексей Тишайший под воздействием своей молодой супруга, Натали Нарышкиной, стал устраивать в царских палатах театральные и музыкальные представления, это вызвало натуральный скандал при дворе! Дебоши вокруг дам при дворе московских царей: отказ от макияжа и другие причины конфликтов.