Затонувшая К-129: зачем янки пытались поднять советскую подлодку

Затонувшая К-129: зачем янки пытались поднять советскую подлодку

Затонувшая К-129: зачем янки пытались поднять советскую подлодку

В 1968 году по неизвестным причинам затонула советская субмарина К-129. США затратили несколько сотен миллионов долларов в стремлении получить советские военные секреты с потеряннее подлодки. Им пришлось решать весьма нетривиальные технические и технологические задачи.

Проект «Дженифер»

Этим женским именем именовались усилия ЦРУ США по подъему советской подводной лодки К-129. Она вышла 24 февраля 1968 года из места базирования на Камчатке для военного патрулирования. На борту — ядерные баллистические ракеты подводного старта большой мощности и две ядерные торпеды. Хватило бы на небольшой Апокалипсис.

К-129 могла передвигаться в подводном позе со скоростью 12 узлов, автономность плавания — 60 суток, предельное погружение — 300 м. Находясь в боевом походе, подлодка не вышла 8 марта на связь. Основное командование ВМФ и командование Тихоокеанского флота решили начать операцию по поиску и спасению, проходившую два месяца на удалении от Камчатки свыше 1000 миль, на глубинах 5—6 тыс. м. Розыски не дали результата, командование решило, что лодка погибла, инцидент засекретили. Домой не вернулось 98 моряков. О подробностях проекта «Дженифер» можно разузнать из книги Владимира Бирюка «Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб».

В дело вступают США. Им не терпелось завладеть военными секретами СССР, вводя шифровальную машинку и ядерные боеголовки. В район катастрофы отправилось океанографическое судно ВМС США «Мизар», оснащенное уникальной аппаратурой. На счету корабли был успешный поиск двух затонувших американских атомоходов. На исходе второго месяца нашли и К-129. Местом гибели подлодки сделалась акватория у Гавайских островов. По фотографиям стало очевидно — лодка лежит на ровном киле, по левому борту между 2 и 3 отсеками кушать пробоина.

Лихорадочную активность развернуло ЦРУ. Общий бюджет проекта «Дженифер» неизвестен, но потрачено немало с учетом строительства двух уникальных кораблей по не имевшей аналогов технологии. Гриф секретности был высочайший: кораблестроители даже не знали назначение строящихся судов. Водоизмещение одного из них, «Гломар Эксплорер», — 36 тыс. т, стоимость — $350 млн. Оно было вылито, скорее, на инопланетный механизм из фантастического фильма, чем на какой бы то ни было корабль.

В проекте было занято 4000 человек, а финансирование частично взял на себя миллиардер Говард Хьюз. Курировал проект собственно президент США Ричард Никсон.

Работы по подъему К-129 начались в 1974 году и продолжились в 1975-м. Советские суда наблюдали за трудами, но ничего не могли предпринять. «Гломар Эксплорер» захватило советскую затонувшую подлодку и начало подъем в июле 1975 года. Когда на 99% труд была закончена, лодка разломилась по пробоине и снова опустилась на дно. Ядерные ракеты не достались американцам. Но они смогли поднять доля носового отсека, где сохранились торпеды. А вот шифрмашинки не оказалось. Кроме того, к американцам попали трупы 6 погибших советских моряков, какие они перезахоронили в море с соблюдением воинских традиций ВМФ СССР. Процедуру засняли на кинопленку. Место погребения располагается  в 90 милях к юго-западу от пункты затопления подводной лодки.

Вторая фаза операции

Официально не признавая гибель подлодки, советское командование отдало распоряжение о патрулировании места ее обнаружения с полномочиями открыть боевые действия, чтобы не допустить подъема остальных частей лодки. Патрулирование продолжалось полгода.

Начали трудиться дипломаты. Но советские аргументы американцы легко парировали: официального заявления о гибели подлодки не было, значит, имущество на дне никому не относится и поднимать его может кто угодно; над погибшими не глумились, наоборот — похоронили с почестями, кого смогли, вот пленочку посмотрите. Ситуация забежала в тупик, и обе стороны сделали вид, что ничего не происходит. Тем не менее Вашингтон принял решение свернуть работы.

Что стало причиной трагедии

Так и невесть, что произошло. Наиболее распространенная версия — непреднамеренный таран К-129 следившей за ней американской подлодкой «Суордфиш». Версию подогревают эти о том, что одна из подлодок этого класса пришла из акватории, где находилась К-129, на базу с повреждениями и встала на ремонт. ВМФ СССР официально держится такой версии: затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей из-за технической неисправности клапана и провала на запредельную глубину.

Отдельный эксперты считают, что при зарядке аккумуляторов взорвался водород, к чему привела неисправность вентиляции. Взрыв вызвал пробоину. Видимо, истину не разузнать никогда.

>