«Жук» для нацистов: как Гитлер придумал «общенародный автомобиль»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Жук» для нацистов: как Гитлер придумал «общенародный автомобиль»

Прослушать новинка Остановить прослушивание

«Жук» для нацистов: как Гитлер придумал «общенародный автомобиль»

Адольф Гитлер и Фердинанд Порше во время церемонии закладки первого камня в будущий автомобильный…

Адольф Гитлер и Фердинанд Порше во пора церемонии закладки первого камня в будущий автомобильный завод Volkswagen, 1938 год

Knorr+Hirth/Global Look Press 15 февраля 1936 года Адольф Гитлер отдал распоряжение приступить производство Volkswagen Beetle – «народного автомобиля», вошедшего в историю под названием «Жук». Реализация проекта, разработанного конструктором Фердинандом Порше, вскоре забуксовала из-за нехватки финансирования. Массовый выпуск машины был налажен британцами по разработкам нацистов после Другой мировой войны. В 1972 году «Жук» стал самым продаваемым автомобилем в мире, обогнав Ford Model T. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

«Жук» для нацистов: как Гитлер придумал «общенародный автомобиль»

      Во время тюремного заключения в 1924 году после провала Пивного путча Адольф Гитлер прочёл автобиографию Генри Форда и загорелся идеей производства автомобилей и строительства дорог. Вскоре после прихода к власти, в сентябре 1933 года, лидер НСДАП пригласил австрийского конструктора Фердинанда Порше в Берлин и попросил его разработать «недорогой семейный автомашина для народа». Любопытно, что всего годом ранее Порше совершил ознакомительную поездку в СССР, побывал на тракторном заводе в Сталинграде и получил предложение возглавить советскую автоиндустрию.

      Несмотря на заманчивые обстоятельства, конструктор ответил отказом, сославшись на языковой барьер, возраст и трудности переезда.

      На открытии Берлинского автосалона (IAA) в 1934 году Гитлер заявил, что любой немецкий рабочий должен иметь собственный автомобиль, как его американский коллега. До этого в Германии на 50 человек приходилась одна легковая машина. Для передвижения люд в основном пользовались велосипедом или общественным транспортом.

      Сложилась ситуация, когда небольшая независимая компания оставила позади конкурентов из Ассоциации автомобильных производителей Германии (ААПГ). Порше со своим конструкторским бюро представил концепцию «общенародного автомобиля» во время приема у Гитлера. Тот одобрил проект и попросил создать авто стоимостью всего 990 марок ($396). Поскольку частное производство мастерить машины за такую цену не могло, рейхсканцлер распорядился, чтобы выпуском занялось государство. Соответствующая задача возлагалась на Пролетарий фронт. Так появилась концепция «народного автомобиля» — Volkswagen. При этом еще в 1931 году автоконструктор Йозеф Ганц разработал 30 прообразов малолитражек, одна из которых называлась Maikäfer («Майский жук»). Но допустить, чтобы «народный автомобиль» делал еврей, нацисты не могли.

      По преданию Гитлер сам набросал эскиз легковушки и провел параллель с жуком: «Достаточно только понаблюдать за природой, чтобы понять, как должны глядеть обтекаемые линии». Фюрер объявил и необходимые характеристики машины: предел скорости в 100 км/ч, расход топлива 7 л, вместительность пять человек и воздушное охлаждение.

      Бюро приступило к труду прямо в штутгартском доме Порше, два смежных гаража которого были приспособлены под мастерскую. Изготовление основных комплектующих деталей поручалось специализированным заводам, прочее персонал делал на месте. Главным дизайнером проекта стал Карл Рабе. Франц Раимшписс разработал новую горизонтальную «четверку» воздушного охлаждения с оппозитным благосклонностью цилиндров и верхним размещением клапанов. Машина обладала необычным для того времени задним приводом. Двигатель имел пролетарий объем 985 см³ и мощность 23,5 л. с. при 3000 об/мин. Кузов спроектировал Эрвин Коменда в сотрудничестве с математиком Йозефом Миклом.

      Для проведения предварительных испытаний было выстроено два прототипа — V1 и V2, их конструкции несколько различались.

      Первые варианты кузова были далеки по внешнему виду от того «Жука», какой известен сегодня. Так, передние фары не сразу утопили в крылья машины, а задние стекла появились только в январе 1936-го – изначально их заменяла стальная панель с прорезями. В декабре 1934 года бывальщины собраны три автомобиля серии V3. Они воплотили в себе наиболее удачные конструктивные решения предшественников и использовались для проведения основных путевых испытаний.

      На автосалоне 1935 года Гитлер заявил в своей речи: «Я очень рад, что выдающийся конструктор Порше с помощью своего бюро добился популярного успеха в создании германского народного автомобиля, первые образцы которого будут готовы к проведению испытаний в середине этого года».

      Сквозь несколько месяцев Порше продемонстрировал первые ходовые экземпляры нового автомобиля. Эксперты отмечали управляемость, устойчивость в заворотах и ощущение безопасности. Есть версия, что первую опытную партию машин забраковал лично Гитлер.

      Тем не менее, 15 февраля 1936 года фюрер огласил о начале производства Volkswagen Beetle, того самого «народного автомобиля», вошедшего в историю как «Жук».

      Первая партия автомобилей была произведена в 1937 году на заводе фирмы Daimler-Benz. В обкатке машин участвовали многоопытные водители из аппарата транспортной службы СС. Суммарный испытательный пробег составил 2 млн. км. Возле поселка Фалерслебен, переименованного в Вольфсбург, бывальщины начаты работы по возведению крупнейшего автомобильного завода в мире производительностью 1,5 млн машин в год. Закладка предприятия прошла в целом соответствии с канонами нацистской пропаганды.

      К началу 1938 года в реализацию проекта было вложено 1,7 млн рейхсмарок. Тем не немного, бюджетного финансирования не хватало. Для привлечения дополнительных средств руководство Рабочего фронта создало схему предоплаты, благодаря какой любой гражданин Третьего рейха мог еженедельно вкладывать пять марок на специальный счет и, накопив таким способом необходимые 990 марок, получить в числе первых с конвейера новоиспеченный автомобиль.

      «План этот стал известен под названием «Выплати, прежде чем получить». Уплатив 750 марок, будущий покупатель получал номерной ордер, позволявший получить машину, как лишь она сойдет с конвейера. К сожалению для рабочих, ни один автомобиль с конвейера не сошел и не был приобретен за все время существования Третьего рейха. Немецкие же трудовые выплатили десятки миллионов марок, из которых им не возместили ни пфеннига», — констатировал в своей книге «Взлет и падение Третьего рейха» американский журналист Уильям Ширер, в 1930-е трудившийся в нацистской Германии.

      В общей сложности 336 668 немцев передали в Берлинский банк около 110 млн рейхсмарок.

      Одновременно шло интенсивное стройка автобанов. Предусматривались развязки и места для отдыха. К маю 1939 года была окончена примерно половина из запланированных 6,9 тыс. километров путевого полотна. Нацисты вкладывали в автобаны огромный пропагандистский смысл. Выпускались плакаты, брошюры, открытки и марки, посвященные реализации этого проекта.

      До Другой мировой Volkswagen успел выпустить лишь несколько сотен «Жуков». К началу войны заводы концерна были переоборудованы на выпуск немало необходимой для вермахта продукции. Серийная сборка Volkswagen началась только в 1945 году под наблюдением британской армии. Инженер Иван Херст, ознакомившись с качеством военной техники, выпущенной Volkswagen, пришел к выводу, что «Жук» будет употреблять огромной популярностью и за пределами Германии. Правда, осмотревшей машину комиссии из ведущих британских автопроизводителей не понравились слишком оглушительный двигатель и «уродливый» внешний вид. Было заявлено, что авто не понравится большинству, и сделан вывод о нерентабельности коммерческого производства. Тем не немного, бизнесмены крупно ошиблись. Благодаря рекламной компании под сленгом «Немного думай» «Жук» завоевал сердца миллионов автолюбителей по всему вселенной, а производство резко пошло вверх.

      В течение 1960-х «Жук» стал самой продаваемой иномаркой в США. Его производили в различных модификациях, так, с мягким откидным верхом, он также лег в основу многих других моделей. В 1972 году количество проданных машин перевалило за 15 млн: по этому показателю «Жук» опередил Ford Model T. Последний автомобиль, идентичный выпущенному в 1945 году, сошел с конвейера в Мексике в 2003 году с порядковым номером 21 529 464. А в 2018-м Volkswagen огласил об окончательном прекращении производства легендарного «Жука».

      «Жук» для нацистов: как Гитлер придумал «общенародный автомобиль»

      Адольф Гитлер и Фердинанд Порше во время церемонии закладки первого камня в грядущий автомобильный…

      Адольф Гитлер и Фердинанд Порше во время церемонии закладки первого камня в будущий автомобильный завод Volkswagen, 1938 год

      Knorr+Hirth/Global Look Press Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

      Источник