О преподавании штатской истории в школах СССР

Новость опубликована: 17.05.2017

15 мая 1934 года было подмахнуто постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Совет народных комиссаров и ЦК ВКП(б) задумали бороться с тем, что учебники «носят отвлеченный, схематический нрав», а само преподавание «поставлено неудовлетворительно». В связи с этим было решено подготовить новые пособия, с помощью которых обучающиеся смогли бы прийти «к марксистскому пониманию истории». 

О преподавании гражданской истории в школах СССР

 

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП (б)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 1934 года

О ПРЕПОДАВАНИИ Штатской ИСТОРИИ В ШКОЛАХ СССР

Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП (б) констатируют, что преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический нрав. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей — обучающимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами.

Решающим условием крепкого усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти обучающихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимую для обучающихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие обучающегося к марксистскому пониманию истории.

В соответствии с этим Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП (б) постановляют:

1. Подготовить к июню 1935 года вытекающие новые учебники по истории:

а) история древнего мира;

б) история средних веков;

в) новая история;

г) история СССР;

д) новоиспеченная история зависимых и колониальных стран.

2. Утвердить следующий список членов групп по составлению новых учебников по истории:

История древнего вселенной:

профессор Ковалев С. И. (руководитель), академик Никольский Н. М., Сванидзе А. С. и профессор Минулин А. В.

История средних веков:

профессор Косьминский Е. А. (глава), профессор Гуковский А. И., Трахтенберг О. В. и Малышев А. И.

Новая история:

академик Лукин Н. М. (руководитель), профессор Фридлянд Г. С., профессор Далин В. М., профессор Зайдель Г. С. и доцент Ефимов А. В.

История СССР:

профессор Ванаг Н. Н. (глава), профессор Греков Б. Д., профессор Панкратова А. М. и профессор Пионтковский С. А.

Новая история зависимых и колониальных стран:

Радек К. Б. (руководитель), Габидулин Х. З., профессор Конрад Н. И., Мухарджи А. С., Годес М. С., Кокин М. Д., Мадьяр Л. И., Миф П. А. и Ротштейн Ф. А.

3. В мишенях подготовки квалифицированных специалистов по истории восстановить с 1 сентября 1934 года исторические факультеты в составе Московского и Ленинградского университетов с контингентом осеннего зачисления на каждый из факультетов по 150 человек, установив срок обучения 5 лет.

Председатель СНК СССР

В. МОЛОТОВ

Секретарь ЦК ВКП (б)

И. СТАЛИН


Ответить