«Правонарушение против человечества»: главные загадки катастрофы корейского Boeing над Сахалином

Новость опубликована: 29.08.2018

«Преступление против человечества»: главные загадки катастрофы корейского Boeing над Сахалином

«Правонарушение против человечества»: главные загадки катастрофы корейского Boeing над Сахалином

Через несколько дней – 1 сентября – исполнится 35 лет ужасной крушению. В первый день осени 1983 года советский истребитель сбил в небе над Сахалином залетевший в воздушное пространство СССР аэроплан. Как выяснится позже, им окажется Boeing 747 корейских авиалиний с позывным KAL 007, следовавший из Нью-Йорка в Сеул. На его борту было 269 человек – преимущественно американцы, корейцы и японцы.

По тем временам – а тогда в мире на фоне советского вторжения в Афганистан завязался новый виток холодной войны – трагедия не была чем-то выдающимся. За несколько лет до этого – 20 апреля 1978 года – утилитарны в аналогичной ситуации советским истребителем-перехватчиком был подбит другой южнокорейский Boeing – 707. Тогда машину удалось посадить и стать минимальными жертвами.

А через пять лет после трагедии над Сахалином в небе над Персидским заливом американцы собьют пассажирский Airbus A300. Обстоятельства того инцидента выглядели куда немало варварскими, чем в ситуации с KAL 007, однако это не помещало президенту США Рональду Рейгану первый случай назвать «объяснимой случайностью», а другой – «преступлением против человечества».

Впрочем, всё это не отменяет того факта, что вопросов о катастрофе над Сахалином и по сей день достаточно немало. Почему самолёт падал аж 12 минут? Из-за чего спасателям на месте катастрофы удалось найти лишь фрагменты тел и большенное количество мусора? Зачем американцы обвиняли в произошедшем СССР, если полностью осознавали степень случайности инцидента? Отдельный из дилемм, окружающих KAL 007, сегодня и вовсе можно считать загадками.

Загадка No1: знали ли пилоты Boeing 747, что уклонились от курса

Борт, выполнявший регулярный рейс из Нью-Йорка в Сеул, по плану маршрута совершил промежуточную посадку в Анкоридже для дозаправки. Утилитарны сразу после того, как лайнер возобновил полёт, он начал отклоняться от намеченного курса. Вместо гражданской авиалинии R-20 он направился к столице Полуденной Кореи напрямую, периодически пролетая через воздушное пространство СССР над секретными советскими военными базами.

Моментами отклонение Boeing от возложенного курса составляло 500-700 километров – слишком много, чтобы не заметить этого. Однако результаты проведённых после расследований показали, что пилоты лайнера попросту неправильно настроили автопилот и затем, по халатности или случайности, ни разу не провели координаты. Хотя в дальнейшем многие эксперты помечали, что машиной управлял опытный экипаж, наверняка знавший на примере своих коллег, чем грозит нарушение советского пространства.

К тому же в переговорах штатской службы американского наземного контроля зафиксировано, что диспетчеры заметили отклонение самолёта от курса и намеревались предупредить пилотов об опасности. Неужели они так этого и не сделали?

Загадка No2: что мастерил в районе катастрофы самолёт-разведчик США и причём тут спутники

Катастрофы, вероятно, можно было бы избежать, если бы не одно странное обстоятельство. В установленный момент, уже после вылета из Анкориджа, с Boeing 747 вплотную сблизился одновременно находившийся в воздухе американский самолёт-разведчик Boeing RC-135 – так, что их метки на радарах слились.

После этого пути машин разошлись. Одна полетела в направлении воздушного пространства СССР, иная – по международной авиатрассе. Поскольку их конструкция и габариты были схожими и на радарах они обозначались идентично, у советских ПВО были все основания полагать, что к территории края летит именно самолёт-шпион.

Кроме того, командующий войсками противоракетной и противокосмической обороны СССР в 1986—1991 годах Вольтер Красовский в своих мемуарах запоздалее уверял, что вторжение KAL 007 в советское пространство было преднамеренным, поскольку полёт лайнера-нарушителя был полностью синхронизирован с движением американского спутника-разведчика Ferret-D. Любой раз, когда самолёт пролетал над военными объектами, космический аппарат заходил на новый виток, прослушивая советские радиотехнические оружия.

После этого у ВВС СССР были все основания полагать, что они имеют дело не с гражданским бортом, а с разведчиком.

Загадка No3: что на самом деле видал пилот советского истребителя

Настигнуть Boeing-нарушитель советским лётчикам удалось лишь со второй попытки: истребитель Су-15ТМ, поднятый по тревоге при приближении лайнера к Камчатке, не поспел долететь до него, пока тот находился в пространстве СССР.

Зато Су-15 под управлением Геннадия Осиповича смог догнать нарушителя уже в небосводе над Сахалином. Как следует из материалов дела о крушении и воспоминаний пилота, достоверно определить, что летело над Советским Союзом – разведчик или пассажирский аэроплан – было невозможно. Во-первых, обе машины имели схожую конструкцию, да и советские авиаторы не изучали тогда гражданских машин иноземных компаний. Во-вторых, в ночных условиях разглядеть какие-либо опознавательные знаки было затруднительно. Единственное, что заметил Осипович – это свет в кабине пилотов и ряд иллюминаторов. Истина, уверенности в том, что это не бутафорская окраска, у него не было.

Чтобы понять намерения нарушителей и предупредить их, пилот Су-15 сделал несколько очередей из авиапушки – истина, не трассирующими снарядами, а бронебойными, которые не так заметны. В тот же момент Boeing снизил скорость до 400 километров в час – непозволительно маленькую для истребителей, при какой те рискуют свалиться в штопор. Этот манёвр Осипович расценил как попытку уйти от перехвата, после чего сомнений у него уже не осталось – перед ним собственно самолёт-разведчик.

После этого он получил приказ на уничтожение. Времени на разборки уже не было – нарушитель мог вновь покинуть советское пространство. Пилот выпустил две ракеты, вторая оказалась смертельной.

Позднее в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) придут к выводу, что снижение скорости было потребовано началом набора высоты.

Загадка No4: почему СССР скрыл информацию о катастрофе

Советское руководство вчистую проиграло информационную кампанию, завязавшуюся сразу после крушения Boeing. Хотя, казалось бы, правда была именно на стороне Москвы.

Первым делом воли решили скрыть факт инцидента. «Самолёт-нарушитель удалился в сторону Японского моря», – вот чем заканчивалось знаменитое заявление ТАСС.

Запоздалее была выбрана тактика, предложенная министром обороны СССР Дмитрием Устиновым, – всё отрицать. В итоге материалы о крушении – эти чёрных ящиков, переговоры между командными пунктами и другие – стали храниться под грифом секретно и были переданы ИКАО лишь Борисом Ельциным в 1993 году.

Такое необоснованно скрытное поведение, естественно, привело к появлению конспирологических теорий.

Загадка No5: имеют ли пункт альтернативные версии

Альтернативных мнений по поводу случившихся существует множество – от вероятных до самых безумных. Например, исследователь Мишель Брюн уверяет, что на самом деле 1 сентября бывальщины сбиты за нарушение советского воздушного пространства как минимум девять самолётов, а южнокорейский Boeing был уничтожен южнее того пункты, где по официальной версии произошла катастрофа. Причём сбит американцами.

В подтверждение своих домыслов он отмечает, что обломки, в том числе американской ракеты, и фрагменты тел бывальщины найдены в районе прибрежного города Ниигата, а не острова Монерон, как ожидалось поисковиками. Попасть естественным путём туда они якобы не могли из-за отсутствия столь мощных течений в этом направлении.

Также есть мнение, что уничтожить Boeing 747 двумя ракетами (одна из которых, по кое-каким данным, даже не попала в цель) невозможно. В пример приводят всё тот же южнокорейский Boeing 707, который в схожих обстоятельствах очутился всего лишь повреждён.

Существует также предположение, что в реальности из Анкориджа вылетел самолёт без пассажиров. Его пилот по заданию США должен был пробежать над советскими базами, чтобы американцы смогли проследить за работой их радиостанций. Аргументируется эта версия тем, что из пункта пересадки лайнер вылетел с заминкой, а на месте крушения не нашли ни тел, ни вещей – лишь мусор и фрагменты.

Пока что для того, чтобы ответить на все вопросы о катастрофе Boeing 747 над Сахалином, 35 лет не достало. И, вероятно, не хватит и 70, если другие стороны – США, Япония и Южная Корея – со своей стороны не раскроют карты. Россия, хоть и с запозданием, но это уже сделала.