Что тянули летописные князья, или Почему русские настороженно относятся к трезвенникам

Что тянули летописные князья, или Почему русские настороженно относятся к трезвенникам

«Повесть преходящих лет» берется предполагать, что великий киевский князь отказался от ислама, не решившись запретить на Руси возлияния. По крайней мере так он, сообразно летописи, ответил булгарским миссионерам, поясняя свой выбор в пользу христианства. О том, что «Веселье Руси – пить!» уверенно указывал Некрасов. Да и народные песни-былины ярко описывают церемониал средневековых княжеских пиров, где действо вращалось вокруг кубка с пьяным медом. На Руси выпивали, но все подчинялось вековым ритуалам.

Первые упоминания о кубке и что пил народ

Что тянули летописные князья, или Почему русские настороженно относятся к трезвенникам
Муромец на княжеском пиру. /Фото: mykniga.com.ua

Издревле популярный на Руси кубок пришел к нам с заморскими дарами и являл собой сугубо княжеский сосуд. Несмотря на то, что вплоть до 17 столетия кубки завозились в Россию из Западной Европы, сегодня они воспринимаются исконно русским предметом посуды. Первые письменные упоминания победоносной чаши, датированные X столетием, касаются черепа князя Святослава, из которого пили враги. Встречаются в летописях и ритуальные заздравные чаши.

Что же пили в домонгольской Руси? При Владимире Святославиче и первых его преемниках концентрированного алкоголя русские не знали. Простые люди употребляли мёд, квас (густое пиво, откуда вышло выражение «квасить»), брагу и сбитень (перевар). По весне к ассортименту добавлялась березовица – перебродивший берёзовый сок. Напитки эти, как правило, варились 2-3 раза в год «марш-броском» – на всю слободу или деревню.

Ведать отдавала предпочтение хмельному меду. Лаврентьевская летопись гласит, что в 945-м княгиня Ольга повелела наварить древлянам немало меда с целью справить траурную тризну по убитому ими же князю Игорю. Судя по исходу разыгранного мстительной супругой действу меды в те поры варились крепкие.

Званые обеды для сближения с дружиной

Что тянули летописные князья, или Почему русские настороженно относятся к трезвенникам
Хранение хмельного кваса. /Фото: ic.pics.livejournal.com

Выпивать русичи выпивали, но длительные запойные пиршества в воинственные времена стали бы губительными. Владимир Святославич подавляющий период своего правления либо воевал, либо пребывал в непрерывной готовности к новой войне. В этих условиях он регулярно устраивал застолья, объединявшие бояр с дружинниками. Традиция общих придворных пиршеств сохранялась до самого татаро-монгольского пришествия.

Совместная трапеза подчинялась четким правилам, когда уровень почета гостя и даже его пункт за столом соответствовали его положению в обществе. Великие князья ели и пили в компании с присутствующими. Русский историк Терещенко писал, что вельможи и высокопоставленные внутренние особы в едином порыве сливались с представителями других сословий, проникаясь духом братства.

Примеру Рюриковичей следовали и подданные. Русская богатырская былина повествует, как Илья Муромец собрал за общим столом простой люд, подобно князьям.

Ритуалы трапез и дошедшие до нас приметы

Что тянули летописные князья, или Почему русские настороженно относятся к трезвенникам
Сизьма. Музей пива. /Фото: ic.pics.livejournal.com

Участник княжеского пиршества не ограничивался бессмысленным распитием алкоголя. С поднятой чашей в руке произносились молитвы, здравицы, клятвы, а порой и заговоры, обращенные к высшим мочам. Подношение во время застолья кубка из княжеских рук считалось наградой. По языческим представлениям на пиру присутствовали все умершие представители рода, потому трапеза частично наделялась мистическим характером. Оттуда и пошла практикуемая до сегодня традиция наливать на поминках покойнику.

Излишества в распитии алкоголя имели пункт по простой причине. Напоить допьяна гостя считалось для устроителя трапезы долгом и честью. В некоторых исторических источниках прослеживается понятие о новом в компании человеке. Якобы, упиваясь на глазах у остальных он автоматически становится своим. Уделялось серьезное внимание и ритуалу опустошения кубка до дна, что связывалось с пожеланиями хозяину изобилия, ассоциируемого с «целой чашей». Не допить – значит оскорбить. Эту традицию подмечали средневековые путешественники, рассказывавшие, что не осушивший чашу до капли считается неприятелем здоровью хозяина дома и хозяйки. По свидетельству британца Климента Адамса, «одним духом» (залпом) пил чашу Иван Грозный, убеждая вытекать его примеру и иностранных послов.

Символизировались статус каждого кубка, очередность и манера его выпивания. Если князь в тосте упоминал кого-то из гостей, то испитый прочими глоток утверждал его статус и «реализовывал» государевы пожелания. Высшей удачей считалось пожелание здоровья из уст князя, ведь тянущие были уверены, что вместе с заздравной на человека тут же исходит особая сила. Этнограф Терещенко писал, что в начале застолья всходили кубки за здоровье государя, государыни, затем за патриарха, именитых сановников, победоносную силу оружия и далее за каждого присутствующего. Проигнорировать кубок за здоровье значило высказать неуважение.

Кубок, решавший проблемы госважности

Что тянули летописные князья, или Почему русские настороженно относятся к трезвенникам
В непринужденной обстановке решались важные государственные дела. /Фото: fb.ru

Алкоголь интегрировался в социально-политическую жизнь, со временем сделавшись способом и инструментом устроения всеобщего порядка. На пирах решали вопросы первостепенной государственной важности. Именные заздравные здравицы чередовались с обсуждением и принятием актуальных в военно-политической сфере решений и даже законов. Этот функционал пиров подтвержден «Псковской судной грамотой» от 1397 года, где ровным текстом говорится, что производство судебных мероприятий дозволяется и считается нормой на пирах (братчинах).

Сегодняшнее народное порицание трезвенников и недоверчивое к ним касательство тоже берет начало с древних времен. Ведь участие в княжеском пиру приравнивалось к общественному и социальному признанию. Одним из обликов наказания провинившихся было лишение права посещения «братчины». Считалось, что человек, не допущенный к пиру, будет лишен защиты богов и предков. Это превозношение сакральности пьяных застолий долгое время пытались перебороть христианские священники, пришедшие искоренять язычество. Но старания не венчал успех. Тогда пришлось сходить на компромисс, связывая календарно языческие праздники с христианскими. Так, Масленицу подвели к Пасхе и сделали предшествующей Великому посту неделей.

В истории СССР, однако, бывальщины периоды, когда с пьянством не то что боролись, а даже невольно поощряли. Это объясняет, почему в стране много пили при Брежневе.

>