Что тянули летописные князья, или Отчего русские настороженно относятся к трезвенникам
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Что тянули летописные князья, или Отчего русские настороженно относятся к трезвенникам

«Повесть преходящих лет» берется предполагать, что великий киевский князь отказался от мусульманства, не решившись запретить на Руси возлияния. По крайней мере так он, сообразно летописи, ответил булгарским миссионерам, поясняя свой выбор в прок христианства. О том, что «Веселье Руси – пить!» уверенно указывал Некрасов. Да и народные песни-былины ярко описывают церемониал средневековых княжеских пиршеств, где действо вращалось вокруг кубка с пьяным медом. На Руси выпивали, но все подчинялось вековым ритуалам.

Первые упоминания о кубке и что пил народ

Что тянули летописные князья, или Отчего русские настороженно относятся к трезвенникам
Муромец на княжеском пиршеству. /Фото: mykniga.com.ua

Издревле популярный на Руси кубок пришел к нам с заморскими дарами и являл собой сугубо княжеский сосуд. Несмотря на то, что вплоть до 17 столетия кубки завозились в Россию из Западной Европы, ныне они воспринимаются исконно русским предметом посуды. Первые письменные упоминания победоносной чаши, датированные X столетием, касаются черепа князя Святослава, из какого пили враги. Встречаются в летописях и ритуальные заздравные чаши.

Что же пили в домонгольской Руси? При Владимире Святославиче и первых его преемниках концентрированного алкоголя русские не ведали. Простые люди употребляли мёд, квас (густое пиво, откуда вышло выражение «квасить»), брагу и сбитень (перевар). По весне к ассортименту добавлялась березовица – перебродивший берёзовый сок. Напитки эти, как правило, варились 2-3 раза в год «марш-броском» – на всю слободу или деревню.

Ведать отдавала предпочтение пьяному меду. Лаврентьевская летопись гласит, что в 945-м княгиня Ольга повелела наварить древлянам немало меда с целью справить траурную тризну по уложенному ими же князю Игорю. Судя по исходу разыгранного мстительной супругой действу меды в те поры варились крепкие.

Званые обеды для сближения с дружиной

Что тянули летописные князья, или Отчего русские настороженно относятся к трезвенникам
Хранение пьяного кваса. /Фото: ic.pics.livejournal.com

Выпивать русичи выпивали, но длительные запойные пиршества в воинственные времена стали бы гибельными. Владимир Святославич подавляющий период своего правления либо воевал, либо пребывал в непрерывной готовности к новой брани. В этих условиях он регулярно устраивал застолья, объединявшие бояр с дружинниками. Традиция общих придворных пиршеств сохранялась до самого татаро-монгольского пришествия.

Совместная трапеза подчинялась отчетливым правилам, когда уровень почета гостя и даже его пункт за столом соответствовали его положению в обществе. Великие князья ели и тянули в компании с присутствующими. Русский историк Терещенко писал, что вельможи и высокопоставленные внутренние особы в едином порыве сливались с представителями иных сословий, проникаясь духом братства.

Примеру Рюриковичей следовали и подданные. Русская богатырская былина повествует, как Илья Муромец скопил за общим столом простой люд, подобно князьям.

Ритуалы трапез и дошедшие до нас приметы

Что тянули летописные князья, или Отчего русские настороженно относятся к трезвенникам
Сизьма. Музей пива. /Фото: ic.pics.livejournal.com

Участник княжеского пиршества не ограничивался идиотским распитием алкоголя. С поднятой чашей в руке произносились молитвы, здравицы, клятвы, а порой и заговоры, обращенные к высшим мочам. Подношение во пора застолья кубка из княжеских рук считалось наградой. По языческим представлениям на пиру присутствовали все умершие представители рода, потому трапеза частично наделялась мистическим нравом. Оттуда и пошла практикуемая до сегодня традиция наливать на поминках покойнику.

Излишества в распитии алкоголя имели пункт по несложный причине. Напоить допьяна гостя считалось для устроителя трапезы долгом и честью. В некоторых исторических источниках прослеживается понятие о новоиспеченном в компании человеке. Якобы, упиваясь на глазах у остальных он автоматически становится своим. Уделялось серьезное внимание и ритуалу опустошения кубка до дна, что связывалось с пожеланиями хозяину изобилия, ассоциируемого с «цельной чашей». Не допить – значит оскорбить. Эту традицию подмечали средневековые путешественники, рассказывавшие, что не осушивший чашу до капли считается неприятелем здоровью хозяина дома и хозяйки. По подтверждению британца Климента Адамса, «одним духом» (залпом) пил чашу Иван Грозный, убеждая вытекать его примеру и иностранных послов.

Символизировались статус любого кубка, очередность и манера его выпивания. Если князь в тосте упоминал кого-то из гостей, то испитый прочими глоток ратифицировал его статус и «реализовывал» государевы пожелания. Высшей удачей считалось пожелание здоровья из уст князя, ведь тянущие были уверены, что совместно с заздравной на человека тут же исходит особая сила. Этнограф Терещенко писал, что в начале застолья всходили кубки за здоровье государя, государыни, затем за патриарха, именитых сановников, победоносную мочь оружия и далее за каждого присутствующего. Проигнорировать кубок за здоровье значило высказать неуважение.

Кубок, решавший проблемы госважности

Что тянули летописные князья, или Отчего русские настороженно относятся к трезвенникам
В непринужденной обстановке решались значительные государственные дела. /Фото: fb.ru

Алкоголь интегрировался в социально-политическую жизнь, со временем сделавшись способом и инструментом устроения всеобщего распорядка. На пирах решали вопросы первостепенной государственной важности. Именные заздравные здравицы чередовались с обсуждением и принятием актуальных в военно-политической сфере решений и даже законов. Этот функционал пиршеств подтвержден «Псковской судной грамотой» от 1397 года, где ровным текстом говорится, что производство судебных мероприятий дозволяется и почитается нормой на пирах (братчинах).

Сегодняшнее народное порицание трезвенников и недоверчивое к ним касательство тоже берет начало с древних преходящ. Ведь участие в княжеском пиру приравнивалось к общественному и социальному признанию. Одним из обликов наказания провинившихся было лишение права визиты «братчины». Считалось, что человек, не допущенный к пиру, будет лишен защиты богов и предков. Это превозношение сакральности пьяных застолий длинное время пытались перебороть христианские священники, пришедшие искоренять язычество. Но старания не венчал успех. Тогда пришлось сходить на компромисс, вяжа календарно языческие праздники с христианскими. Так, Масленицу подвели к Пасхе и сделали предшествующей Великому посту неделей.

В истории СССР, однако, бывальщины этапы, когда с пьянством не то что боролись, а даже невольно поощряли. Это объясняет, почему в стране много пили при Брежневе.

>