Эшелоны Победы
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Эшелоны Победы

Москва – столица военпрома

Всемирный истории известны примеры самоотверженных действий тружеников тыла, приложивших исключительные усилия для победы своей армии над неприятелем. Но столь масштабной эвакуации промышленных предприятий, проведенной с минимальными потерями в кратчайшие сроки, а затем в кратчайший период поре восстановленных и приступивших к выпуску продукции на местах в полном объеме, не было нигде, кроме как в СССР. Наиболее яркая страница этой истории – эвакуация предприятий Москвы.

К начину войны в Москве работали предприятия практически всех оборонных отраслей и гражданской промышленности. Самым крупным был авиационный комплекс. В столице работали центральные институты авиапромышленности – ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, конструкторские бюро А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, А. С. Яковлева, А. С. Микояна, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова, В. М. Мясищева, самолетостроительные, двигателестроительные, агрегатные заводы и заводы самолетного оборудования.

Весомый лепта в обеспечение Победы внесли предприятия всех отраслей промышленности. В московских НИИ-3 (ныне АО «ГНЦ «Центр Келдыша») и на заводе «Компрессор» (ныне АО «Московский компрессорный завод») под руководством коллектива конструкторов и основного инженера завода В. П. Бармина были созданы первые в мире реактивные снаряды и многозарядные пусковые установки, получившие популярное название катюша. В 1941–1945 годах «Компрессор» изготовил 3379 различных типов пусковых установок катюш.

“В 1944 году индустрия СССР поставила Красной армии 40 тысяч самолетов (115 в сутки). Семь заводов страны дали фронту за годы брани 51 тысячу танков Т-34. Только один Горьковский артиллерийский завод имени Сталина произвел за годы брани 100 тысяч пушек”
Московский танковый завод № 37 (главный конструктор – Н. А. Астров) был головным в стране по разработке и производству легких плавающих танков. К начину войны завод поставил Красной армии более 20 тысяч легких танков. В 1942 году на оставшейся после эвакуации завода доли производственного оборудования были организованы ремонт и восстановление танков, брошенных немцами во время панического отступления. На немецкие танки ввели советские пушки. Под новым названием СУ-76И самоходки были отправлены на фронт, где Красная армия громила врага его же техникой.

В Московском НИИ-6 (ныне ЦНИИХМ) под руководством инженера А. П. Ионова бывальщины изобретены бутылки с зажигательной смесью, более известные под названием «Коктейль Молотова». Именно эти «коктейли» сыграли важную роль в битве под Москвой, когда советская противотанковая артиллерия была на голодном пайке.

26 октября 1941 года, когда практически все заводы страны по производству снарядов и порохов оказались в поясу вражеской оккупации, было принято постановление Государственного Комитета Обороны «О плане производства боеприпасов на ноябрь 1941 года в г. Москве». В самые тяжкие дни войны столичные предприятия Главсельмаша, Главхиммаша, Главтекстильмаша, Главстройреммаша, Главпродмаша, Главприбора, Главармалита были переведены на выпуск корпусов мин, гранат, авиабомб, артиллерийских снарядов, взрывателей, приборов управления артиллерийским огнем, ротных и батальонных минометов, пистолетов-пулеметов и гарантировали ими Красную армию вплоть до пуска заводов, эвакуированных на Восток.

Первый налет вражеской авиации на Москву был загодя зафиксирован вечерком 21 июля с помощью радиолокатора «Редут-40» 1-го корпуса противовоздушной обороны генерал-майора Д. А. Журавлева, установленного под Можайском. Радар «Редут-40» был создан в Московском НИИ-20 (ныне АО «ВНИИРТ») под руководством главного конструктора А. Б. Слепушкина.

Папиросы «Казбек» с динамитом

В августе 1941 года авиагруппа далеких бомбардировщиков ДБ-3 под командованием полковника Е. Н. Преображенского нанесла серию бомбовых ударов по Берлину. На столицу Германии было сброшено 635 фугасных и зажигательных бомб. Все они бывальщины разработаны в Московском ГСКБ-47 (ныне АО «НПО «Базальт»). Интересно заметить, что опасные операции по снаряжению выпускаемых тут же мин проводились прямо на территории расположенного по соседству, на Малой Семеновской улице пустовавшего карандашного завода «Красный художник», а контрольные испытания готовых боеприпасов – в Измайловском парке.

Конструкторами ГСКБ-47 бывальщины также разработаны мины-сюрпризы в виде коробок конфет, дорогих сортов папирос, спичечных коробков. Тысячи таких мин бывальщины направлены в партизанские отряды Белоруссии и Украины. Долгое время рассказывали потом партизаны, как разбрасывали «подарки» вблизи немецких полицейских управлений, армейских штабов и гарнизонов. С какой отрадой наблюдали из-за деревьев за незадачливыми солдатами и полицейскими, поднимавшими их с земли.

В августе 1941 года инженерами и конструкторами Московского завода № 627 (ныне АО «Корпорация «ВНИИЭМ») был разработан проект сухопутной электроторпеды, какая была собрана на базе танкетки Московского танкового завода, начиненной 60 килограммами взрывчатки, и управлялась по проводам. По замыслу изобретателей, сотни таких торпед должны бывальщины в случае прорыва обороны столицы выезжать из дворов и подворотен и подрывать ворвавшиеся в город фашистские танки и пехоту. Торпеда успешно прошла войсковые испытания. К счастью, применения не нашла.

Эшелоны Победы

1 ноября 1941 года из Москвы в Куйбышев был эвакуирован крупнейший авиационный завод № 1. А уже 17 декабря, разом после того как враг был отброшен от столицы, на производственных площадях Ходынского поля был образован новый самолетостроительный завод № 30. В кратчайшие сроки было смонтировано реэвакуированное оборудование и завод приступил к выпуску необходимых фронту аэропланов.

Уже в январе 1942 года было реэвакуировано оборудование завода № 67 Наркомата боеприпасов (ныне АО «Московский машиностроительный завод «Вымпел»), после чего завод немедля возобновил работу. Вскоре ежемесячный выпуск авиабомб ФАБ-100 и ФАБ-250 достиг 40 тысяч корпусов.

4 июля 1943 года подмахнуто постановление ГКО «О радиолокации», в соответствии с которым в Москве были созданы Совет по радиолокации и крупная научно-исследовательская организация – ВНИИ-108 (ныне АО «ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга»). Изумительно, но Постановление о перспективах развития советской радиолокационной техники было подписано за день до начала Курской битвы.

В столице кушать Велозаводская улица, но нет велосипедного завода. А завод был. До 1917 года он работал в Ямской слободе. В 1932-м, когда в Ямской слободе сделалось тесно, переехал в Симоновскую слободу, где продолжил выпуск велосипедов. Перед войной завод был переведен на производство мотоциклов с коляской, он снабжал ими всю Алую армию. В октябре 1941 года завод эвакуировали в город Ирбит Свердловской области, где он и остался. Часть оборудования из Москвы вывезти не удалось, и в 1942-м тут была организована сборка получаемых из США по ленд-лизу мотоциклов «Харлей Дэвидсон». После войны завод приступил к выпуску радиоаппаратуры, а мотоциклетное производство было уже решительно переведено в Минск.

Эшелоны Победы

Московская фабрика Гознака была отправлена в город Краснокамск Пермской области, где немедленно продолжила выпуск ассигнаций, а вскоре гораздо увеличила объем работ, приступив к печатанию продовольственных карточек. Интересно, что после Победы многие предприятия, получив убавленные планы по выпуску военной продукции, облегченно вздохнули. Краснокамская фабрика Гознака, наоборот, значительно увеличила выпуск, начав печатать денежки для Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии и других стран.

Огромный вклад в обеспечение Красной армии внесли столичные предприятия швейной, обувной, пищевой, электротехнической, химической индустрии. Все годы войны выпускала летнее и зимнее обмундирование фабрика «Большевичка». Вся новая форма солдат и офицеров, участвовавших в Параде Победы 24 июня 1945 года на Алой площади, была пошита на этом предприятии.

Московский нефтеперерабатывающий завод или как он тогда назывался – крекинг-завод был одной из главных мишеней немецких бомбардировщиков. Бомбили его каждую ночь. Одна бомба упала в ста метрах от опасного производства, после чего было зачислено решение построить в трех километрах фанерный фальшзавод.

Строили ночами, возвели быстро, так как в строительстве участвовали более двух тысяч человек. Ухищрение сработала. Во время очередного налета немцы сбросили на ложную цель все до единой осветительные и зажигательные бомбы. Настоящий завод продолжал поставки фронту и тылу горюче-смазочных материалов.

Две валы эвакуации

По официальным данным правительства Москвы, из столицы было эвакуировано около 210 предприятий. Сегодня точно популярны названия 140 предприятий 17 Наркоматов СССР. Информация об остальных 70 предприятиях нуждается в уточнении.

Например, отдельный «почтовые ящики» ближнего Подмосковья грузили свое оборудование не в Московской области, а на сортировочных станциях столицы. По документам это оборудование было послано из Москвы, хотя принадлежало предприятиям области. Но из-за секретности «почтовых ящиков» разобраться с некоторыми документами невозможно.

Отдельный небольшие предприятия получили не эшелоны, а всего по 10–15 вагонов в составе эшелонов крупного завода. Часть этого оборудования, как зачислено считать, «потерялась» в пути. То есть крупные предприятия присвоили его себе, мотивируя производственной необходимостью. Все оборудование являлось государственной собственностью и трудилось на Красную армию, поэтому разборок и тяжб не было.

Предприятия Москвы были направлены в пять регионов страны – на Урал, в Поволжье, Сибирь (утилитарны все предприятия эвакуированы в Западную Сибирь, единственной точкой в Восточной Сибири и крайней точкой эвакуации стал Иркутск), Казахстан и Узбекистан. Стоит владеть в виду, что часть предприятий переадресовали прямо в пути или после прибытия на место, так как многие промышленные площадки, например в Поволжье и на Урале, уже бывальщины забиты до отказа или имевшиеся электрические мощности полностью исчерпаны даже при отключении жилых поселков. По документам предприятия порой отправляли в одинешенек город, а фактически они прибыли в другой. Некоторые крупные предприятия эвакуированы на площадки двух городов страны.

Эшелоны Победы

Принято находить, что была не одна, а две так называемые волны эвакуации. Первая волна – 22 июля, сразу после первой бомбардировки Москвы. В этот день завязалась подготовка к переезду предприятий авиационной промышленности, только что получивших уникальное импортное оборудование, с потерей которого заводы должны бывальщины непременно остановить выпуск самолетов и моторов. План по эвакуации первой волны был выполнен практически полностью.

Со второй валом все оказалось гораздо сложнее. Получив 15 октября, в самые тяжелые дни обороны Москвы, приказ соответствующего наркомата, доля предприятий выехала по графику, но часть предприятий не смогла покинуть Москву, а лишь упаковала и доставила оборудование на сортировочные железнодорожные станции. Вагонов катастрофически не хватало.

Это оборудование так и отстояло на станциях в ноябре и декабре. После победоносного контрнаступления Красной армии оборудование вернули обратно на заводы.

Часть предприятий вообще не получила железнодорожных составов. Их оборудование было послано речным транспортом, то есть баржами, по Москве-реке. Баржи долго грузились, так как не имели подъемного оборудования, затем медленно плыли. После наступили ранние холода. Баржи сковало льдом, и они остановились, так и не добравшись до мест назначения.

В соответствии с новыми приказами наркоматов их оборудование в декабре 1941-го – январе 1942-го было возвращено в Москву автомобильным и железнодорожным транспортом. В кой-каких случаях оборудование было возвращено не тому заводу, с которого отправлено, а туда, где, по мнению руководства наркомата, оно могло принести вяще пользы.

Наркоматы Москвы

Их семнадцать. Вот список. В скобках указано число эвакуированных из Москвы предприятий наркомата.

1. Наркомат авиационной индустрии (64).

2. Наркомат боеприпасов (22).

3. Наркомат минометного вооружения (1).

4. Наркомат танковой промышленности (1).

5. Наркомат судостроительной промышленности (4).

6. Наркомат вооружений (4).

7. Наркомат электропромышленности (22).

8. Наркомат черноволосой металлургии (1).

9. Наркомат нефтяной промышленности (1).

10. Наркомат химической промышленности (4).

11. Наркомат общего машиностроения (5).

12. Наркомат среднего машиностроения (4).

13. Наркомат легкой индустрии (1).

14. Наркомат текстильной промышленности (1).

15. Наркомат пищевой промышленности (2).

16. Наркомат здравоохранения (2).

17. Наркомат финансов (1).

Некоторые пояснения. В состав Наркомата боеприпасов входили предприятия по выпуску снарядов, мин, порохов и взрывателей. В состав Наркомата минометного вооружения – московский завод «Компрессор», спускавший катюши. В состав Наркомата вооружений входили предприятия по выпуску стрелкового вооружения и оптико-механические. В состав Наркомата электропромышленности – предприятия электропромышленности, радиопромышленности, индустрии средств связи. Московские предприятия Наркомата судостроительной промышленности выпускали оборудование для судпрома.

В состав Наркомата общего машиностроения входили предприятия буквальной промышленности и часовые заводы. В состав Наркомата среднего машиностроения – предприятия автомобильной, автотракторной промышленности и Московский мотоциклетный завод. В состав Наркомата легкой индустрии входили предприятия легкой и обувной промышленности. В состав Наркомата пищевой промышленности – предприятия пищевой, мясной и молочной индустрии. В состав Наркомата здравоохранения входили предприятия химико-фармацевтической промышленности.

Возможно, список наркоматов неполный, так как некоторые документы отыскать не удалось.

Куда переехала Москва в 1941 году

В списке примерно 70 городов. Назовем лишь некоторые из них.

Самое большенное количество крупных столичных предприятий переехало в Куйбышев (18 предприятий), Свердловск (14), Новосибирск (8), Челябинск (7), Казань (7), Горестный (6), Томск (6), Омск (6), Киров (6), Кемерово (5).

Десять предприятий авиационной, боеприпасной, судостроительной, пищевой индустрии и электропромышленности приняли четыре города Казахстана – Алма-Ата, Кустанай, Петропавловск и Саксаульск. Два узбекских города – Ташкент и Андижан зачислили предприятия авиационной промышленности.

Из числа районных городов прежде всего назовем города Свердловской области – Ирбит (4 завода), Новоиспеченная Ляля (3 завода), Нижний Тагил, Билимбай, Мончаж, Верхний Нейвинск, Невьянск (каждый по одному-два завода).

Шесть столичных военных заводов зачислил Миасс, по три завода – Сим и Троицк, два завода – Златоуст, два завода – Аша (все города Челябинской области).

По два-три завода разместили Анджеро-Суджинск и Сталинск-Кузнецк (Кемеровская район), Глазов и Сарапул (Удмуртия), Сызрань (Куйбышевская область), Шадринск (Курганская область).

В первом полугодии 1942 года все эвакуированные на Восход предприятия полностью смонтировали оборудование и восстановили объемы довоенного производства. В это же время было задействовано все не эвакуированное из Москвы производство. Доля заводов реэвакуирована в столицу и немедленно приступила к работе. К концу 1942 года практически все заводы значительно увеличили выпуск продукции. В 1943-м объемы производства еще немало возросли и в 1944-м достигли невиданных масштабов.

В 1944 году промышленность СССР поставила Красной армии 40 тысяч аэропланов (115 самолетов в сутки). Семь заводов страны дали фронту за годы войны 51 тысячу танков Т-34. Лишь один Горьковский артиллерийский завод № 92 имени Сталина произвел за годы войны 100 тысяч пушек. Военно-морской флот СССР зачислил от промышленности около четырех тысяч торпед, потопив более тысячи кораблей противника.

Рассказывали, что после победоносного наступления наших армий под Москвой к убитому немецкому солдату подошел красноармеец, посмотрел на него и задумчиво произнес: «Никудышные у Гитлера подмастерья. Ни валенок, ни шапок-ушанок изладить не могут. Ни хрена немцам Алую армию не одолеть».

>