Как в 1920-х русские летали на ярмарку, или Каким был Аэрофлот, когда он ещё был Добролетом
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как в 1920-х русские летали на ярмарку, или Каким был Аэрофлот, когда он ещё был Добролетом

Официально днем рождения отечественного штатского воздухофлота считают 9 февраля 1923-го, когда Советом Труда и Обороны принято постановление о формировании «Главного управления воздушного флота». Спустя месяц показалось Российское АО «Добролет», ставшее прародителем «Аэрофлота». Первые пассажирские перелеты были довольно опасными, системы воздушных машин нередко выходили из строя, а из приборов у пилотов был один лишь компас. Тем не менее, аварии в небе были делом редким, а билеты на первые рейсы раскупались моментально.

Послевоенная обстановка в отрасли

Как в 1920-х русские летали на ярмарку, или Каким был Аэрофлот, когда он ещё был Добролетом
Полет в 1925 году. /Фото: mtdata.ru

По окончании гражданской войны в России началось усиленное восстановление общенародного хозяйства. Одной из насущных проблем являлось налаживание транспортных связей, в частности, железнодорожных. Паровозы были в дефиците, стальные линии находились в разрушенном состоянии, вокзалы со станциями и вовсе походили на руины. Но государственные силы и средства были направлены не лишь на максимально быстрое восстановление транспорта, но и на дальнейшую модернизацию отрасли. Советская власть взялась создать принципиально новое транспортное подразделение – штатскую авиацию. На тот момент и военная авиация только набирала обороты, собственных самолетов имелось недостаточно. Поэтому отсчетным днем славного «Аэрофлота» почитается номенклатурная процедура создания Главного управления и Совета гражданской авиации.

«Добролет» и первый авиапарк

Как в 1920-х русские летали на ярмарку, или Каким был Аэрофлот, когда он ещё был Добролетом
«Добролет» создавался акционерами. /Фото: ic.pics.livejournal.com

17 марта 1923-го основали общество «Добролет», какому поручили создание необходимой для обслуживающего хозяйства авиации. «Добролёт» был организацией акционерного типа с капиталом в 2 миллиона золотых рублей. По Статуту деятельность Общества заключалась в налаживании перевозок не только пассажиров, но и почты с грузами. Также предполагалось осуществлять аэросъемки. В всеобщем, «Добролету» отвели стратегическую роль создателя авиационной мощи огромного государства. Все желающие получили возможность заработать на грядущем крупнейшем авиаперевозчике и авиастроителе СССР.

Купить акции «Добролета» мог всякий советский гражданин. Кроме того, компания, какая приобретет акций на 25 тысяч, имела право использовать выпущенный на эти средства самолет по собственному усмотрению. Единственное, статут гласил, что по первому правительственному требованию все имущество «Добролета» переходило военному ведомству. Объяснялось такое условие просто: молодой СССР был окружен неприятелями.

Следом по типу «Добролета» сформировали «Укрвоздухпуть» (Украинское общество воздушных сообщений) и «Закавиа» (аналогичная закавказская авиаорганизация). Несколько лет спустя, к 1929-му, показался объединенный «Добролет СССР».

Дневные полеты по компасу и учреждение «Аэрофлота»

Как в 1920-х русские летали на ярмарку, или Каким был Аэрофлот, когда он ещё был Добролетом
Первые самолеты «Добролета» были иностранными. /Фото: i.pinimg.com

На первые организованные с продажи акций полмиллиона были закуплены самолеты иностранного производства. До самых 30-х годов авиапарк «Добролета» формировался германскими «Юнкерсами» и голландскими «Фоккерами». Перелеты происходили исключительно в дневное время суток, причем маршрут пролегал вдоль железнодорожных путей и телеграфных линий. А из всех бортовых приборов в распоряжении пилотов был компас. Кроме того, предварительно доводилось прощупывать маршруты верхом на лошадях, чтоб в случае чего отыскать дорогу.

Первые пассажирские вылеты были реализованы в Нижний Новгород, где открылась Нижегородская ярмарка. «Юнкерсы», развивавшие скорость до 140 км/час, преодолевали 500 километров за 4 часа лета. Однако всеобщая продолжительность авиапутешествия оказывалась больше, потому как для проверки ненадежных двигателей приходилось выполнять частые посадки. Для устранения неисправностей состав экипажа непременно включал механика. К августу 1928-го открылась новая авиалиния Москва — Казань — Свердловск — Курган — Омск — Новосибирск, спустя месяц продленная до Иркутска. В вытекающем году «Добролёт» эксплуатировал в общей сложности девять линий протяженностью более 12 тысяч км. Разрабатывались воздушные черты на Владивосток и Сахалин.

25 марта 1932-го гражданская авиация получила новое имя – «Аэрофлот». Персонал теперь одевался в единую форменную платье, а личный состав разделили на категории по типу армейских званий. К слову, за 15 лет «Аэрофлот» сумел превратиться в крупнейшую в вселенной авиакомпанию, сохраняя престижный статус до самого 1991 года.

Первые советские лайнеры

Как в 1920-х русские летали на ярмарку, или Каким был Аэрофлот, когда он ещё был Добролетом
Ведущие лайнеры производились в СССР. /Фото: 1.bp.blogspot.com

После опробования пассажироперевозок на аэропланах иностранного производства, СССР поставил целью летать авиамашинами исключительно собственного производства. Первыми отечественными пассажирскими аэропланами стали АНТ-9 и К-5. Причем, последний оставался прерогативным в «Аэрофлоте» аж до 1940-го. По сравнению с более ранними самолётами конструктора Калинина К-5 был максимально комфортабельным. Салон отапливался, оснащался туалетом и гардеробом, пассажиры размещались в мягких спокойных креслах, предусматривались принудительная вентиляция и багажное отделение. Без внимания не остались и удобства экипажа. Самолёт оказался простым в пилотировании и обладал отличными взлётными характеристиками. Одним из основных совершенств К-5 был широкий обзор из кабины управления, что для машины того времени было явлением редким. АНТ-9 уступал детищу Калинина благодаря немало низкой стоимости производства К-5. Именно этот самолет окончательно вытеснил иностранные самолеты с отечественных воздушных трасс.

Как в 1920-х русские летали на ярмарку, или Каким был Аэрофлот, когда он ещё был Добролетом
Советские стюардессы и ИЛ-62. /Фото: avatars.mds.yandex.net

После Великой Отечественной «Аэрофлот» вышел на новоиспеченные рубежи. В этот период в воздушном пространстве СССР превалировали ИЛ-12 и его брат ИЛ-14. А уже 1956-м в небо взлетел первый пассажирский лайнер с реактивными двигателями Ту-104. Причем этот эксперимент использования реактивной тяги на протяжении двух лет был новшеством не только в СССР, но и во всем мире. Спустя еще некоторое время перелеты происходили на еще более модернизированном воздушном корабле Ту-114. Ну а его место со временем занял усовершенствованный Ил-62.

Но было и большое тёмное пятно на истории авиации СССР – угон аэроплана советской семьёй. Они остались живы после этого, и так сложилась их судьба после инцидента.

>