Как удалось избежать кары после плена советскому лётчику-асу Лавриненкова, и Почему его опасался сам Геббельс

Как удалось избежать кары после плена советскому лётчику-асу Лавриненкова, и Почему его опасался сам Геббельс

Советские асы бывальщины бесстрашны. Они не раз смотрели в глаза смерти и боялись лишь одного — плена. Это было равносильно предательству. Фронтовики знали это неплохо. У лётчиков шансов попасть в плен было больше чем у кого-либо. Их часто сбивали. Многие из них пропали без вести или имели горе быть пойманными врагом. Судьбы их сложились по-разному. В основном трагически. Большинство было осуждено. Были среди них и везунчики. Так, дважды Герой Советского Союза, Владимир Дмитриевич Лавриненков. Удивительная история советского аса, которого боялся сам Геббельс, дальше в обзоре.

Советский герой

Родился будущий лётчик-ас в деревне под названием Птахино. Находится она в Починковском районе под Смоленском. Юноша окончил здешнюю школу и начал свой взрослый жизненный путь, как и многие молодые люди того времени. Поступил в училище, устроился на труд столяром. Потом его увлекло небо. Лавриненков вступил в местный аэроклуб, а затем в Черниговскую лётную школу. Там какое-то пора он работал инструктором. Позже окончил Чугуевское военное авиационное училище.

Как удалось избежать кары после плена советскому лётчику-асу Лавриненкова, и Почему его опасался сам Геббельс
Владимир Дмитриевич Лавриненков.

Мало кто может похвастаться столь чудесной военной жизнеописанием, как Владимир Дмитриевич. За всю Великую Отечественную войну он успел очень многое. Лавриненков был в фашистском плену, партизанил и вместе с этим свершил почти пять сотен боевых вылетов, сбил чуть менее полусотни вражеских самолётов. Очень уж не любил Лавриненкова папа нацистской пропаганды, Геббельс. В его прессе имя лётчика было ругательным. Его считали очень коварным и кровожадным, о нём слагали настоящие предания и рассказывали множество диких небылиц.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 10 случаев, когда пропаганда вдохновителя нацистов Геббельса привела к возвратным результатам

Свои самые первые боевые вылеты Лавриненков совершил на стареньком и слабеньком истребителе И-15бис. Этот аппарат в атмосфере был не в состоянии даже просто догнать вражеские бомбардировщики. Авиаполк был сформирован с большой поспешностью, в составе была всего одна эскадрилья. Пилот вылетел на задание разбомбить вражескую танковую колонну. Её прикрывали немецкие истребители. Этот бой чуть не стоил жизни грядущему Герою Советского Союза.

Как удалось избежать кары после плена советскому лётчику-асу Лавриненкова, и Почему его опасался сам Геббельс
Истребитель Р-39 «Аэрокобра». На такой машине впоследствии сражался лётчик Лавриненков.

Лавриненков вспоминал запоздалее об этом так: «В какое-то мгновение я вдруг увидел, что мимо меня на шальной скорости промчался «Мессер». Он выпустил в нас короткую очередность. Мы загорелись. Рядом стал падать другой самолёт. Где свои, а где чужие я уже перестал понимать. Кто кого поджёг. Вокруг царил огненный хаос. Всё слилось. Откуда ни возьмись налетели ещё два «Мессера». Они взяли мою машину в клещи. Не помня себя я развернул свой самолёт и выпустил в «Мессер» долгую очередь. Опомнился я только тогда, когда замолчал мой пулемёт».

Как удалось избежать кары после плена советскому лётчику-асу Лавриненкова, и Почему его опасался сам Геббельс
Владимир Лавриненков, позывной «сокол-17».

Позорный плен

Фашисты тряслись от одного имени советского аса. Однажды удача изменила герою неба. 24 августа 1943 года лейтенант Лавриненков протаранил своим аэропланом «раму» (разведчик FW-189). Перед этим он его атаковал. После лётчик выпрыгнул с парашютом. Приземлился Владимир в тылу у немцев. От удара о землю он утерял сознание и был взят в плен. Документов никаких при нём не было, наград тоже. Зато было письмо от мамы. Немецкий офицер, какой проводил допрос, прочтя фамилию на конверте, сразу смекнул кто перед ним. Возражать было бесполезно — у немцев были даже снимки советских асов. Не узнать на них Лавриненкова было сложно.

Легендарного лётчика не стали допрашивать с пристрастием. Напротив, проявили всё вероятное уважение и организовали экскурсию на местный аэродром. Там ему гордо продемонстрировали новенькие немецкие самолёты. После этого героя разрешили отправить в Берлин. Обращались с ним хорошо, надеясь переманить такого мастера воздушного боя на свою сторону. Вместе с другим прославленным пилотом, капитаном Карюкиным они ехали в отдельном купе поезда. Недалеко от Одессы им удалось бежать. Карюкин и Лавриненков несколько дней добирались до черты фронта. В районе Канева они попали к партизанам. Там остались и воевали.

Как удалось избежать кары после плена советскому лётчику-асу Лавриненкова, и Почему его опасался сам Геббельс
Позже за свою партизанскую деятельность Владимир Дмитриевич был вознаграждён несколькими медалями.

Впоследствии Владимир Дмитриевич был награждён за свою партизанскую деятельность. Некоторое время спустя наступающие советские армии освободили эту местность. После этого Лавриненков вернулся в свой полк. Ему повезло, что он имел столь блестящие заслуги не лишь в воздухе, но и успел повоевать с партизанами, где тоже проявил себя героем. Суда над ним не было. Ему позволили остаться, но не сразу разрешили возвыситься снова в небо. Долгое время лётчику пришлось заниматься лишь составлением бесконечных отчётов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем закончились самые смелые побеги из плена: С булыжниками на пулемёты, обезумевший танк и др

Буквально с боем Владимиру пришлось доказывать, что он хочет и может послужить Отечеству и должен снова летать. В первом же бою он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. В течение полугода над Крымом велись весьма напряжённые воздушные бои. За это время эскадрильей Лавриненкова был сбит не один десяток вражеских истребителей. В 1944 году уже майор Лавриненков был вознаграждён очередной медалью «Золотая Звезда».

Как удалось избежать кары после плена советскому лётчику-асу Лавриненкова, и Почему его опасался сам Геббельс
Владимир Дмитриевич Лавриненков после войны.

Долгая жизнь

Великую Отечественную брань Владимир Дмитриевич закончил в звании гвардии майора. Он успел совершить 488 боевых вылетов, в 134 воздушных сражениях сбил лично 36 и в составе группы – 11 самолётов врага. 1 июля 1944 года был удостоен звания двукратно Героя Советского Союза. Победу встречал в Берлине. Был награждён также двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, шестью орденами Алого Знамени, орденами Отечественной войны I ст., Красной Звезды, медалями.

Как удалось избежать кары после плена советскому лётчику-асу Лавриненкова, и Почему его опасался сам Геббельс
Мемориальная доска на доме, где жил дважды Герой Советского Альянса Владимир Дмитриевич Лавриненков.

После войны гвардии полковник Лавриненков был командиром дивизии, летал на первых реактивных Яках и МиГах. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе, а в 1954 году — Военную академию Генштаба. Служил в армиях ПВО. В 1971 году ему было присвоено звание генерал-полковника. В 1977 году был назначен заместителем начальника Гражданской обороны УССР. Семь лет спустя сделался военным консультантом Киевского военного училища противовоздушной обороны. Владимир Дмитриевич написал несколько книг: «Без войны», «Возвращение в небосвод», «Сокол-1» и «Сокол-2». Прославленный советский ас скончался 14 января 1988 года и похоронен на Байковом погост в Киеве.

Как удалось избежать кары после плена советскому лётчику-асу Лавриненкова, и Почему его опасался сам Геббельс
Памятник на могиле Владимира Дмитриевича Лавриненкова.

Героев той страшной войны не перечесть. Например, прочтите другую нашу статью о знаменитом пилоте времён Великой Отечественной и узнайте почему не получил третье звание Героя Советского Союза легендарный лётчик Амет-Хан Султан: гордость крымских татар.

>