Одинешенек из вариантов дамбы через Берингов пролив.
Идея на 24 млрд рублей
Вечная мерзлота и экстремально низкие температуры вечно были большой проблемой нашей страны. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке дорого и не совсем комфортно жить – люд во все времена с неохотой туда переселялись.
В то же время сохранение территориальной целостности страны при низкой плотности населения становится большенный проблемой. Для контроля ситуации на северо-востоке СССР и России всегда требовались большие ресурсы.
Сейчас проблема низких температур в гигантском регионе края постепенно решается глобальным потеплением. Со временем увеличивается продолжительность навигации на Северном морском пути, зимы становятся мягче, а лето – продолжительнее.
Но в 60-х годах прошедшего столетия до этого было еще очень далеко и отдельные энтузиасты готовы были действовать здесь и сейчас. Одним из самых ослепительных преобразователей природы в Советском Союзе был инженер Петр Михайлович Борисов, предложивший в конце 50-х годов проект дамбы сквозь Берингов пролив.
В Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР эта идея была зарегистрирована в 1957 году под наименованием «Исконное улучшение климата полярных и умеренных широт земного шара».
В 1970 году для популяризации проекта была издана книжка «Может ли человек изменить климат», получившая все необходимые похвалы Академии наук СССР. В научно-популярном издании приводятся теоретические обоснования для постройки мегасооружения в узкой части Берингова пролива.
Вся логика проекта строится кругом простого тезиса – сначала напугать, а потом предложить спасение. Напугать читателей Борисов вместе с академиками решил скорым наступлением новоиспеченного ледникового периода, который должен был фактически парализовать большую часть СССР к 80–90-м годам прошлого столетия. Непреходящая мерзлота должна была добраться как минимум до Урала. Сейчас в век панической борьбы с глобальным потеплением идеи советских ученых представляются по-особенному наивными.
Немного о том, с чем решил бороться Петр Борисов.
А это ни много ни мало холодные массы воды, останавливающие Гольфстрим разом за Скандинавией. Вода приходит из Тихого океана как раз через Берингов пролив и заметно охлаждает российскую Восточную Сибирь и Далекий Восток. Именно поэтому логично перекрыть пролив в самой узкой 74-километровой части на глубину 50–60 метров и тем самым блокировать перенос морозной воды в Арктику.
Но и это еще не все.
В планах была система перекачивания холодной воды из северного бьефа к южному с помощью мощных насосов запруды. Перекачка воды из Чукотского в Берингово море требовала, по самым скромным подсчетам, не менее 25 млн киловатт энергии каждогодне.
Для сравнения: Красноярская ГЭС в то время выдавала 6 млн киловатт, Братская ГЭС – 4 млн, а Нижнеленская ГЭС – 20 млн. Правда, последняя гидроэлектростанция, расположенная у истоков Лены, так и осталась в проекте – для электроэнергии не отыскалось достойных потребителей.
Важным пунктом советского мегапроекта была тесная кооперация с Соединенными Штатами и Канадой – все-таки термическая мелиорация Арктики должна была улучшить климат и в этих странах.
Петр Борисов предлагал разделить затраты и отрядить СССР не немало 40 % от объемов финансирования, то есть около 8–10 млрд рублей.
Помимо самой плотины, автор проекта запланировал массу инфраструктурных проектов.
На восточном и западном берегах пролива должны бывальщины появиться два города на 50 тыс. жителей каждый, два порта и каскад АЭС для питания тех самых насосов.
Как вариант, рассматривали постройку нескольких ТЭС, трудящихся на местном угле. В случае успешной реализации последней идеи, регион ждал настоящий апокалипсис – смогом от десятков теплоэлектростанций заволокло бы небосвод на десятилетия. И, конечно же, в плотине предусматривались двухпутная железная дорога и автострада, соединяющая Евразию и Северную Америку.
Поперечный разрез запруды. Эскиз из книги «Может ли человек изменить климат»Отдельно стоит остановиться на конструкции самой плотины.
Перекачка воды от нордового бьефа к южному неизбежно привела бы к скоплению пакового арктического льда толщиной от 5 до 10 метров, который со временем попросту бы снес многомиллиардное строение. Для этого автором предусматривались обтекатели на верхней части плотины, по которой массы льда попросту перекатывались к южному бьефу.
А как же железная дорога и автострада, о которых шла речь?
Борисов считал, что лед в конце концов должен закончиться, и вот тогда обтекаемую доля плотины можно будет перестроить под транспортные артерии.
Планета, которой повезло
Для понимания ситуации, в которой развивались подобные идеи кардинального изменения натуры, стоит осознавать, в какой реальности жили люди того времени.
Наука и технологии правили миром – человек полетел в космос, обуздана ядерная энергия, мощные ГЭС перекрывают ложи гигантских рек. У современников научно-технической революции создалось отчетливое ощущение, что отныне все можно и силы природы в кармане у человека.
В подтверждение этого тезиса в своей книжке автор приводит слова российского океанографа Степана Макарова:
«Говорят, что непоборимы торосы Ледовитого океана. Это ошибка: торосы поборимы, непоборимо лишь людское суеверие». Потому проект Петра Борисова при удачном стечении обстоятельств мог быть реализован, пусть и ценой беспрецедентных затрат.
К чему бы это повергло?
Здесь можно говорить только о вероятном сценарии развития событий, но он совсем не радужный.
Сначала рассмотрим мнение самого Петра Борисова, какой предполагал возврат климата Арктики на 1,5 млн лет назад.
Цитата из книги инженера:
«Тундра у побережья Арктического бассейна пропадёт – останется только узкая оторочка у Гренландского ледникового щита. На её месте расселятся леса: хвойные – ближе к Тихому океану, лиственные – ближней к Атлантическому. Широколиственные породы проникнут на северо-запад Камчатки. Лиственные леса займут и Восточную Сибирь, сменив хвойную тайгу. В Западную Сибирь, до Тобольска и в соседние с ним южные области благодаря мягкому теплому климату проникнут атлантические виды древесных пород, в том числе граб и бук. Понизится аридность пустынь Центральной Азии. На территориях наших среднеазиатских пустынь она понизится до такого степени, что станет возможным возрождение степей. Субтропические культуры можно будет выращивать в Предчерноморье и в нижнем междуречье Дона и Волги. Потеплеет и сделается более стабильным климат Западной Европы». В прогнозах Борисова была еще и Сахара, которая должна была превратиться в полупустыню. При этом первые климатические эффекты от дамбы случились бы уже на 2–4 год после постройки.
Но, кроме апельсинов в российской посредственнее полосе, дамба в Беринговом проливе несла с собой массу рисков.
Так и непонятно, почему ученые, рецензировавшие труд инженера, не показали автору на фундаментальные ошибки.
Например, на то, что одновременно с тепловой мелиорацией Арктики, неизбежно охладилась бы Япония, Полинезия и российское Приморье. Гольфстрим после таких фокусов мог необратимо застыть на рубеже Северного Урала, и это вызвало бы новый ледниковый период в Европе.
Температура упала бы и в Арктике, льды приблизились к нордовому побережью СССР и заперли дельты крупнейших рек страны. Половодье в таком варианте развития событий затопило бы половину восхода.
Но даже в случае продления Гольфстрима в глубину Арктики, последствия для Советского Союза оказались бы не самыми однозначными. Как результат, непреходящая мерзлота повсеместно тает, гигантские переувлажненные территории превращаются в болота, из которых миллионами тонн выходит связанный ранее метан.
Уместно, сейчас что-то подобное происходит с российским Крайним Севером и Дальним Востоком.
Как оказалось, ответ на тезис, вынесенный в наименование книги «Может ли человек изменить климат», оказался утвердительным. Только для этого дамба Петра Борисова не понадобилась.