Отчего одноглазую принцессу Ану де Мендоса не выдерживали даже святые
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Отчего одноглазую принцессу Ану де Мендоса не выдерживали даже святые

Существование этой женщины была так наполнена событиями, что в последующие столетия она неоднократно становилась героиней любовных драм, пьес, опер и, запоздалее, сериалов. Представительница высшей испанской знати и мать десяти детей должна была бы вести существование тихое и размеренное, но так было лишь до смерти мужа, а потом судьба Аны неожиданно перестала быть скучной.

Дом де Мендоса являлся в XVI веке одной из знатнейших семейств в Испании. Предками Аны были всесильные кардиналы, полководцы, вице-короли испанских провинций и гранды. Будущая принцесса Эболи показалась на свет в июне 1540 года в городском замке Сифуэнтеса. Причины, по которым юная наследница огромных богатств утеряла глаз, точно не известны. Есть легенда, что это произошло во время урока фехтования, ведь дамы в те времена вовсе не бывальщины такими уж кисейными барышнями, как в более поздние столетия. Хотя многие, знавшие Ану позднее, считали, что повязку она носит ради оригинальности или даже чтобы скрыть косоглазость. Так или иначе, но на старинных портретах Ана де Мендоса-и-де ла Серда, принцесса Эболи всегда легко узнаваема.

Отчего одноглазую принцессу Ану де Мендоса не выдерживали даже святые
Ана де Мендоса де ла Серда

Несмотря на подобный серьезный физический изъян, девушка считалась настоящей красавицей. В 13 лет родители уже договорились о ее браке. Правда, вариант этот для владетельной семейства мог считаться не просто неудачным, а даже позорным – жених по родовитости и богатству даже в подметки не годился сиятельным Мендоса. Однако была одна вина, по которой 36-летний Руя Гомес де Сильва все-таки получил руку принцессы. Сватом в этом деле выступал сам принц и наследник престола, грядущий Филипп II. Жених был его фаворитом, секретарем, доверенным лицом и просто другом. Кроме своего покровительства принц обещал новобрачным огромную пожизненную каждогоднюю выплату в 6 тысяч дукатов, так что девушку «продали» на самом деле очень дорого, так что даже благородное семейство было ублаготворено.

Брак состоялся спустя пару лет, правда жених присутствовать на церемонии не смог, это считалось тогда вполне нормальным. Руя де Сильва был в это пора очень занят – в Англии женил своего короля. До молодой жены он смог добраться только еще через пару лет, так что у юной принцессы было пора подумать о жизни и заочно полюбить своего законного супруга. Несмотря на огромную разницу в возрасте и такое своеобразное начин, этот брак оказался очень удачным.

Молодые купили себе целый город в провинции Гвадалахара и занялись перестройкой престарелого дворца. Ана за шестнадцать лет семейной жизни родила десять детей (вероятно, несмотря на увечье, она отличалась отменным здоровьем). Истина, в дела управления она не вникала. Когда после смерти мужа выяснилось, что семья, а с ней и весь город в огромных долгах, это сделалось неприятной неожиданностью. 33-летняя вдова с детьми на руках, беременная последним ребенком, оказалась в крайне затруднительном позе.

Надо сказать, что супруги отличались религиозностью, много лет оказывали покровительство монашеским орденам и основали несколько обителей францисканцев и кармелиток. Они даже пристроили к своему дворцу небольшой монастырь и зазвали в этот грядущий духовный центр города Терезу Авильскую, которая была известна как основательница направления босоногих кармелиток. Эта удивительная дама, кстати, была после смерти канонизирована и причислена к числу Учителей Церкви. Кроме того, ее помнят как смелого реформатора и первую испанскую писательницу.

Отчего одноглазую принцессу Ану де Мендоса не выдерживали даже святые
Святая Тереза на полотну XVII века

Именно к Терезе Авильской и «убежала» Ана де Мендоса, когда поняла, что мирская суета означает для нее лишь огромные финансовые проблемы. Истина, сделала она это по-своему. Знатная испанка ушла в монастырь, который сама когда-то основала, пышно и с помпой. Она прошла по улицам города с танцевальным процессией, таким образом оповестив всех о решении покинуть мир. Правда, за стенами монастыря жить она планировала так, как привыкла, и Тереза Авильская весьма скоро в этом убедилась.

Приведя с собой своих служанок, принцесса сразу заявила, что в этом мире она подчинялась лишь одному человеку — своему покойному мужу, и настоятельница сошла с ума, если думает, что она будет слушаться ее. Многочисленные посетители, шумные обеды и обыкновение разговаривать со всеми, невзирая на монашеские правила, скоро сделали жизнь в обители невозможной. Совет города в это время тоже мучался без руководства и обращался к королю с просьбами вернуть принцессу к делам управления провинцией. Филипп II даже попробовал приказать Ане покинуть монастырь, но она отозвалась, что останется здесь до скончания своих дней.

Убедившись, что от бывшей покровительницы не так-то просто избавиться, Тереза Авильская устроилась мудро. В одну прекрасную ночь она просто переселила весь свой монастырь подальше от невозможной «монашки», оставив принцессу одну совместно со слугами. Конечно, гордая Ана была в ярости. Чтобы насолить обидчице, она попробовала натравить на нее инквизицию – отослала для исследования рукописную жизнеописание Терезы, чтобы святые отцы покопались в описании видений и откровений будущей святой. Два доминиканских монаха честно прочертили такое расследование, но даже намеков на ересь в рукописи не обнаружили.

Отчего одноглазую принцессу Ану де Мендоса не выдерживали даже святые
Антонио Перес, картина Антонио Понса, XVIII век

В 1577 году Филипп II все-таки сумел принудить строптивую принцессу вернуться ко двору и к делам управления. Правда, до добра это не довело. В Мадриде женщина близко познакомилась с новоиспеченным секретарем короля Антонио Пересом. Вокруг этой связи до сих пор витает множество пикантных слухов – якобы, молодой царедворец был противозаконным сыном ее бывшего мужа, или, возможно, что Ана сама стала тайной фавориткой короля. О возможных закулисных интригах исторических документов не сохранилось, но достоверно известно одно: принцесса оказалась замешанной в убийстве, которое сегодня назвали бы политическим, и была взята под стражу.

Вяще десяти лет затем женщину содержали в заточении в ее же замке, причем в очень строгих условиях. Умерла она в 51 год, отказавшись впустить к себе врача. Версия о том, что такой жестокий приговор стал наказанием за любовную измену самому королю, описывается в нескольких мемуарах как общепризнанный факт.

Отчего одноглазую принцессу Ану де Мендоса не выдерживали даже святые
Ана де Мендоса

В дальнейшем об Ане де Мендоса весьма много писали: она стала одной из героинь драмы Фридриха Шиллера «Дон Карлос» и созданной по ней оперы Верди. В середине XX столетия был написан роман «That Lady» с одноименной пьесой и фильмом, сегодня количество написанного и снятого о принцессе Эболи еще возросло, но, как ни странно, почти ни одно из созданных произведений не может претендовать хоть на какую-то историческую достоверность. С годами образ своенравной кривой красавицы все больше обрастает домыслами, слухами и легендами.

Старинные портреты испанской знати часто скрывают за богатой платьем несчастные жизни. Так, например печальна была судьба инфанты Маргариты Терезы Испанской – самой знаменитой испанской девочка на шести портретах Веласкеса

>