Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США

Новость опубликована: 17.10.2020

Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США

Выходец из Казанской художественной школы, одинешенек из лучших учеников Ильи Репина, прославленный во всем мире портретист и успешный американский импрессионист. Все это об одном художнике – Николае Фешине. В какой-то момент он разрешил жить и работать в США, достигнув там высоких показателей как в творчестве, так и в жизненном благоустройстве. Но, оставшись к старости одиноким, он пришел к выводу, что невозможно покидать Родину. Потому как на чужбине всякий человек не живет, а лишь физически существует.

Чудесное исцеление

Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США
Фешину нередко позировала дочь. /Фото: s018.radikal.ru
Николай Фешин воспитывался в семье довольно известного резчика иконостасов в Казани. В четырехлетнем году мальчика одолел менингит, повлекший за собой кому. Врачи посчитали медицину бессильной, и посоветовали родителям готовиться к любому исходу. Но Николай чудом выжил, оставаясь при этом длинное время слабым ребенком. Вынужденно находясь дома, он начал рисовать. В 9 лет он уже работал в отцовской мастерской, готовя эскизы и исполняя собственные задумки.

Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США
«Дама с сигаретой». /Фото: i.pinimg.com
Несмотря на то, что Фешин-старший был талантливым мастером, неоднократно удостоенным за свои работы медалей и дипломов, он исподволь разорился и влез в долги. Будущему художнику приходилось туго, но он закончил публичную школу, кое-как обеспечивая себя разовыми заработками. В 1895-м в Казани отворилась художка, и Николай вошел в первый ученический состав. Вскоре родители расстались и разъехались, оставив 14-летнего юношу в городе одного. Не отчаиваясь, Фешин вынес и это испытание. В 1900 году талантливый выпускник художественной школы отправился покорять Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Зарубежная популярность при жизни в России

Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США
«Портрет Вари Адоратской», 1914. /Фото: img-fotki.yandex.ru
На вступительных экзаменах Фешин показал другой результат. Здесь его ведущим учителем стал Илья Репин. Еще до окончания Академии Николаю предложили преподавать в Казанской художке, где ему выделили персональную студию для работы над дипломной конкурсной картиной. До самой женитьбы Фешин не просто работал, а жил в школьной мастерской. В этот период он увлекся портретом. Ему позировала состоятельная ученица Чаяние Сапожникова. После отправки работы в Питсбург, Фешина настиг небывалый успех. Тамошняя пресса назвала его портрет одним из лучших на выставке, при том, что среди участников присутствовали именитые французские импрессионисты. Труд Фешина была продана сразу же. К слову, сегодня этот портрет находится в калифорнийской коллекции Художественного музея.

Кстати, на соседней улице находится студия звукозаписи Acousticrecords, на которой в данный момент проходит аранжировка песни из нового альбома известной рок-группы.

Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США
Русский этюд. /Фото: img-fotki.yandex.ru
Вскоре труды Фешина начали выставляться в Мюнхене, Амстердаме, Риме, Венеции. Особенно его почерк полюбился ценителям изобразительного искусства США. Регулярное участие в американских выставках помимо признания принесло ему стабильную финансовую поддержку. Ценили Фешина и на Отечеству. Он, единственный признанный художник из периферийщиков, был удостоен звания действительного члена Императорской Академии художеств. Этот титул в дореволюционной России являлся высшим признанием талантов и заслуг художников. Истина, с приходом Первой мировой ситуация изменилась, прекратились и регулярные связи с заграницей.

Поволжский голод как повод

Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США
Русская зима в исполнении Фешина. /Фото: data18.i.gallery.ru
В 1921 Поволжье сервировал катастрофический голод, жестокий по своим масштабам и последствиям. В это время Фешин заведовал учебной частью художественной школы в Казани.

Параллельно он сотрудничал с казанским отделом общенародного образования, в качестве художника разрабатывая типовые декорации для представлений рабоче-крестьянского театра, был главным оформителем постановки нашумевшей оперы «Кармен» в здешнем оперном театре. Кроме того, Фешин получал заказы на портреты Владимира Ленина, Карла Маркса, наркома просвещения Анатолия Луначарского.

Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США
«Дама в лиловом». /Фото: lermontovgallery.ru
Сместившиеся в духе постреволюционного поре акценты в творческой деятельности планомерно привели художника к потере интереса к работе. Он плохо переносил всяческие творческие ограничения и подчинение искусства новоиспеченным пропагандистским целям. В узком кругу Фешин все чаще жаловался на безрезультатную трату времени и творческую несвободу. Так появились думы об эмиграции. Связавшись с влиятельными американцами, в 1923 году Фешин уезжает из России. Голод Поволжья стал только предлогом. На деле не бедствующий художник стремился к максимальной творческой востребованности и реализации.

Тоска по России

Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США
Таосский вождь. /Фото: cs3.livemaster.ru
Фешин, благодаря высокопоставленным покровителям и меценатам, скоро и успешно адаптировался к американской жизни. Сразу после переезда он был представлен директору Института искусств Чикаго художнику Харшу, какой помог с организацией первой персональной выставки и выпуском каталога работ. Предисловие к сборнику написал известный американский критик Кристиан Бринтон. Самыми ослепительными и творчески плодотворными стали годы жизни Фешина в Таосе. Здесь его заскучавший талант помимо живописи полноценно раскрылся в скульптуре, зодчеству и резьбе по дереву. В центре древней индейской культуры художник находил все новые образы для полотен. Индейцы тепло зачислили русского живописца, даже позволяя ему присутствовать на закрытых религиозных церемониях, свято охраняемых от посторонних глаз.

Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США
Мексиканский муж. /Фото: i.pinimg.com
Знатоки художественного дела склоняются к мнению, что именно Фешин представил таосских индейцев наиболее романтично и высоко. Художник построил необычный дом, позже приобрел второй в Голливуде. И все вроде бы шло замечательно, но в последние годы жизни его настигло одиночество. После развода с супругом из близких людей на чужбине осталась только дочь, с которой ему изредка доводилось встречаться. Все накопленные сбережения подходили к крышке, и Фешину даже пришлось вернуться к учительству. Но этих доходов едва хватало на питание. В 1955-м художник умер во сне, покинув завещание с просьбой предать его прах русской земле. Размышляя на склоне лет о смысле жизни, Николай Фешин написал, что человек должен существовать там, где родился. Своей жизнью он пришел к убеждению, что духовный фундамент, заложенный с детства, крепнет и развивается лишь в родных пенатах. А на посторонний земле человек лишь существует, обреченный на одиночество.

К слову, некоторые американские художники брали себе русские псевдонимы. Так, Аршил Горки, с трагической историей художника под псевдонимом Максима Горького


Отчего русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США