Выступающий подвижник Публичной библиотеки остался в тени неприметного читателя, ставшего вождем революцииПродолжаем начатый в январском номере цикл публикаций, связанных с историей и людьми легендарной Императорской Публичной библиотеки.

Отчего забыто имя автора проекта Публичной библиотеки Василия Собольщикова

П. Тюрин. Василий Иванович Собольщиков.

Имя Ленина было прикарманено этому читальному залу Публички1 почти через сто лет после открытия2. В пафосной атмосфере недосуг было вспоминать автора примечательного архитектурно-строительного проекта3. Василий Иванович Собольщиков (18134-1872) умер, когда Володе Ульянову не исполнилось и трех лет.

А он заслуживает добросердечной памяти.

Отчего забыто имя автора проекта Публичной библиотеки Василия Собольщикова

Отчего забыто имя автора проекта Публичной библиотеки Василия Собольщикова

В читальном зале Императорской Публичной библиотеки. 1895 г. Фото: К. Булла

Карьера старообрядца

Василий Собольщиков родился в купеческой старообрядческой семейству5. Не окончив курса Витебской гимназии6, поступил копиистом в губернское правление и помогал отцу в торговле. В 1830 г. был принят писцом в канцелярию внутренней коллегии в Петербурге7, много занимался самообразованием, изучал иностранные языки. А в 1834 г. с должности писца8 начал свою уникальную карьеру в Императорской Публичной библиотеке9.

Отчего забыто имя автора проекта Публичной библиотеки Василия Собольщикова

Н. Щербак. Собольщиков у спроектированного им шкафа в фонде Библиотеки.

Ее директором тогда был Алексей Николаевич Оленин (1763-1843), работающий президент Академии художеств10. Собольщиков определился в Академии вольным слушателем11 и окончил ее свободным художником архитектуры, подготовив проект "публичной библиотеки губернского города"12. А в Императорской Публичной библиотеке последовательно выполнял долги эконома и казначея13, помощника библиотекаря и старшего библиотекаря, заведующего отделением искусств и технологии14, заведующего домовитой и строительной частью. Везде отличался изобретательностью и неожиданными решениями самых разных проблем (от способов расстановки книг15 до "операции" по раскрытию самого популярного крупного хищения в Библиотеке, "кражи века"16).

Отчего забыто имя автора проекта Публичной библиотеки Василия Собольщикова

Детальный чертеж шкафа для Нового читального зала. Опоры для полок в шкафах в облике подвижных медных лопаточек. 1859 г.

В конце жизни Василий Иванович поведал о преобразованиях Библиотеки в своих воспоминаниях17 и сделался "родоначальником русского библиотековедения"18.

Отчего забыто имя автора проекта Публичной библиотеки Василия Собольщикова

Ленинский зал в 1960-е гг.

Проект на века

В качестве архитектора Библиотеки он начал со стройки флигеля для ее служащих19, принимал участие в создании знаменитого "Кабинета Фауста"20, переоборудовании существующих домов Карла Росси21 и Егора Соколова22. Но более масштабным и бесспорным авторским проектом стала постройка нового дома Публички, соединившего действующие.

В этом корпусе, который сегодня мы называем именем Собольщикова, и был устроен первый специальный зал для чтения. Его стройка началось в 1860 г., а 4 ноября 1862 г. он принял первых посетителей23 – самый большой читальный зал в России, отвечавший всем заявкам времени и оснащенный даже газовым освещением24.

Зал мог одновременно принять 150 читателей из разных слоев общества. Впервые среди них показались женщины25.

Отчего забыто имя автора проекта Публичной библиотеки Василия Собольщикова

Ленинский зал. Современный вид.

Чтение как "инструмент"

Для России вторая половина девятнадцатого века стала порой больших и противоречивых перемен. В 1893-1895 гг. в читальном зале Императорской публичной библиотеки формировалось и развивалось научное миропонимание молодого Владимира Ульянова. Но писать свой фундаментальный труд "О развитии капитализма в России"27 ему пришлось уже в темнице, а потом в сибирской ссылке28.

В.И. Собольщиков писал: "Чтение есть важный симптом общественной жизни, и библиотека, как пункт для чтения, есть наиудобнейший инструмент для наблюдения за движением умственной деятельности общества в известный период времени"29. Увы, в новоиспеченные времена "инструментом" для наблюдения за общественной жизнью умело пользовалась и полиция, поскольку Библиотека служила пунктом работы и встреч многих революционеров. По выражению В.В. Стасова, "Библиотеку превратили в ловушку III отделения", она "была запружена шпионами оттуда, переодетыми в конфигурацию наших солдат"30.

Отчего забыто имя автора проекта Публичной библиотеки Василия Собольщикова

Перед входом в Ленинский зал.

Сегодня мемориальные мраморные доски и бюст Ленина в зале дома Собольщикова напоминают нам не только о вожде, который когда-то был простым читателем. Но и о том периоде общественной жизни государства Российского, когда этот факт почитался "величайшей гордостью Публичной библиотеки"31.

1. 22 апреля 1960 г. в честь 90-летия со дня рождения В.И. Ленина один из читальных залов Библиотеки сделался называться Ленинским. К этому дню в зале была установлена скульптура вождя работы Е.Г. Захарова и перед входом повешена мраморная мемориальная доска "В.И. Ленин был беспрерывным читателем Публичной библиотеки в 1893-1895 гг."

2. Новый читальный зал был торжественно открыт в Императорской Публичной библиотеке (ИПБ) 4 (16) ноября 1862 г. в наличье министра народного просвещения в период "великих реформ" Александра Васильевича Головнина (1821-1886), петербургского генерал-губернатора Александра Аркадьевича Суворова (1804-1882) – внука генералиссимуса А.В. Суворова, сотрудников и почетных членов Библиотеки.

3. Стремительный рост числа читателей в крышке 1850-х гг. потребовал расширения площадей, занимаемых фондами и предназначенных для обслуживания читателей. Решение этого вопроса потребовало стройки нового корпуса, проект которого был разработан В.И. Собольщиковым совместно с академиком архитектуры Иваном Ивановичем Горностаевым (1821-1874).

4. В различных документах приводятся различные сведения о годе рождения В.И. Собольщикова, однако О.Д. Голубева со ссылкой на значительное количество архивных и печатных ключей убедительно доказывает, что он родился в 1808 г. (Голубева О.Д. В.И. Собольщиков. СПб., 2001. С. 11).

5. Отец В.И. Собольщикова, Иван Иванович Собольщиков, был состоятельным человеком, владел лавкой, в какой можно было купить все необходимое для повседневной жизни: от муки и сахара – до мыла и гвоздей.

6. Юноша окончил пять классов из семи гимназических, особым жаждой учиться не отличался, успехи имел посредственные.

7. По рекомендации витебских друзей-поляков Собольщиков был переведен в Римско-католическую духовную коллегию в Петербурге, навек связав свою жизнь с этим городом.

8. Успешное продвижение по службе позволило ему в 1833 г. получить первый классный чин коллежского регистратора, что подавало право выбирать род дальнейшей служебной деятельности.

9. Поступление в ИПБ Собольщиков сравнивал с "зарей на темном горизонте… должностной карьеры" (Ист. вестн. 1889. Т. 38, окт. С. 73). Именно в Библиотеке он напряженно занялся самообразованием, все свободное время коротая за чтением книг.

10. Подробнее об А.Н. Оленине см.: Вершинин А.П., Михеева Г.В. Лекарство от вируса // Родина. 2021. N 1. С. 98-101.

11. Этому в порядочной степени содействовал А.Н. Оленин, заметивший в молодом сотруднике способности к рисованию.

12. В Академии художеств Собольщиков прошел полный курс архитектурного искусства у профессора Х.Ф. Мейера (Голубева О.Д. Указ. соч. С. 19).

13. Место эконома и казначея, отвечавшего за все финансовые проблемы ИПБ, была введена в "Начертаниях подробных правил для управления Имп. Публичною библиотекою", утвержденных 23 февраля 1812 г. императором Александром I (ПСЗ. [Собр. 1-е]. Т. 3: 1813-1815 гг. N 25069).

14. Отделенческая система функционирования фондов ИПБ, т. е. комплекс самостоятельных библиотек в составе целой библиотеки, получила административный статус в 1850 г. Подробнее об этом см.: Михеева Г.В. Отделенческая система в Императорской Публичной библиотеке (исторический очерк) // Клио. 2018. N 2. С. 147-154. Детально о деятельности Отделения искусств и технологии см.: Михеева Г.В. Отделение изящных искусств и технологии // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та цивилизации. 2020. N 3 (44). С. 163-171.

15. По его рисунку был сооружен огромный шкаф, состоящий из выдвижных полок, для лучшего обозрения эстампов, размещенных на них под стеклами, полкам можно было придать любое поза. В отделениях он предложил расставлять книги по величине переплета, что значительно сэкономило полочную площадь и придало полкам с книгами немало опрятный вид.

16. Такое название получило прогремевшее по всей Европе дело о хищении из ИПБ книг и рукописей, совершенное баварским ученым-богословом Алоизием Пихлером (1833-1874). С 1869 г. он был причислен к ИПБ в качестве сверхштатного библиотекаря Богословского филиалы. Пихлер "продолжал облегчать Библиотеку от ее разнообразных сокровищ", не пропуская ни единого дня без "полезных занятий" (Стасов В.В. Собр. соч. СПб., 1894. Т. 3. Стб. 1534) в течение двух лет. Итого им было похищено около четырех с половиной тысяч книг (Судеб. вестн. 1871. 25 июня, N 132). Собольщиков обличил это крупномасштабное книжное воровство в 1871 г.

17. Собольщиков В.И. Воспоминания старого библиотекаря // Ист. вестн. 1889. Т. 38, окт. С. 78-93.

18. Громова А.А. Первое руководство по библиотечному делу в России // Библиотеки СССР: эксперимент работы. М., 1961. Вып. 16. С. 127.

19. Каменный флигель для служителей ИПБ был построен в 1845-1846 гг. и сохранился до наших дней в качестве вспомогательных помещений Библиотеки.

20. "Кабинет Фауста" – готический зал построен в ИПБ и меблирован в средневековом стиле в 1857 г. по проекту зодчих И.И. Горностаева и В.И. Собольщикова. Этот своеобразный уголок Библиотеки напоминает европейскую монастырскую келью XV в., где собраны книги, изданные до 1501 г., – инкунабулы. Подетальнее об этом см.: Вершинин А.П., Михеева Г.В. Кабинет Фауста // Родина. 2021. N 2. С. 98-101.

21. Здание ИПБ, построенное по проекту Карла Ивановича Росси (1775-1849), входит в состав ансамбля площади Островского.

22. Дом, построенное по проекту Егора Тимофеевича Соколова (1750-1824) в 1796-1812 гг., было первым в России специальным домом, предназначенным для размещения библиотеки.

23. В деталях историю строительства и оборудования этого зала см.: Щербак Н.Л. Читальный зал архитектора В.И. Собольщикова Императорской Публичной библиотеки // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та цивилизации. 2020. N 3 (44). С. 172-177.

24. До этих пор в Библиотеке (с перерывами) использовалось освещение масляными (жировыми) лампами.

25. После 1862 г., когда возникли первые казенные дамские гимназии в России, Министерство народного просвещения в связи с общественным подъемом стало уделять большое внимание развитию дамского образования. Женщины были допущены в ИПБ в качестве читательниц, а с 1882 г. в Библиотеке стала работать первая женщина Йозефина Старк (Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и цивилизации: биогр. слов. СПб., 1995. Т. 1. С. 496).

26. В.И. Ленин переехал из Самары в Петербург осенью 1893 г., устроился помощником к присяжному поверенному (защитнику) М.Ф. Волькенштейну и сразу же стал читателем ИПБ (Грин Ц.И. "Читаю в Публичной библиотеке…". Л., 1988. С. 28).

27. "Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего базара для крупной промышленности" – монография В.И. Ленина (под псевдонимом "Владимир Ильин"), посвященная анализу экономического развития России. В книжке проведено исследование экономики и социальной структуры страны последней трети XIX в. Работа написана в 1896-1899 гг. и вышла легально отдельной книжкой в конце марта 1899 г.

28. В декабре 1895 г. В.И. Ульянов, как и многие деятели, входившие в Союз борьбы за освобождение рабочего класса, какой объединял разрозненные марксистские кружки, был арестован, более года содержался в тюрьме и в 1897 г. выслан на три года в с. Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии.

29. Собольщиков В.И. Указ. соч. С. 81.

30. Цит. по: Каренин В. Владимир Стасов: очерк его существования и деятельности. Л., 1927. Ч. 2. С. 612.

31. История Государственной ордена Трудового Красного Знамени Публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1963. С. 82.

Подбор иллюстраций выполнен Чаянием Щербак.

Вам также может понравиться