Жертвы инков: зачем лам погребали живьем

Прослушать новинка Остановить прослушивание

Жертвы инков: зачем лам погребали живьем

Lidio M. Valdez/University of Calgary Первое захоронение лам, принесенных в жертву инками, нашли в Перу канадские археологи. Украшенные рисунками и кисточками звериные были погребены заживо. Возможно, их принесли в жертву ради урожая, однако ритуал мог быть связан и с завоеванием новоиспеченных территорий.

Жертвы инков: зачем лам погребали живьем

Мумифицированные останки, обнаруженные археологами из Университета Калгари, оказались в удивительно хорошем состоянии, на них даже сохранились ритуальные украшения. Находка позволила разузнать больше о ритуалах инков и заселении территорий. Исследование было опубликовано в журнале Antiquity.

В Империи Инков поклонялись многим божествам — почиталось, что те имеют власть над природой и разными аспектами жизни, поэтому важно, чтобы боги были счастливы. Чтобы задобрить их, использовались жертвоприношения. На пункт одного из них археологи наткнулись во время раскопок на территории бывшего поселения инков Тамбо-Вьехо на южном побережье Перу. Итого они нашли останки пяти лам, но ранее поселение было разграблено, поэтому изначально останков могло быть больше.

Жертвы инков: зачем лам погребали живьем

Lidio M. Valdez/University of Calgary

В быту инков ламы использовались как ключ мяса, шерсти, шкур, также они высоко ценились как тягловые животные.

Испанцы, прибывшие в Южную Америку, видели, что инки нередко приносят лам в жертву, однако до сих пор археологи не находили останков лам, задействованных в ритуалах.

Жертвой становилась отнюдь не первая попавшаяся лама, помечает доктор Лидио Вальдез, ведущий автор исследования. По его словам, инки отбирали молодых самцов определенных цветов. Выбор краски зависел от того, какому божеству подносилась жертва: коричневые ламы — сотворителю мира Виракоче, белые — господу солнца Инти, пестрые — богам грома. Более значимой жертвой могли быть только люди, подчеркивает Вальдез.

Археологи заметили белых и коричневых лам. Большинство из них были совсем молодыми, не старше нескольких месяцев. Одомашненные ламы рожают в январе-марте, соответственно, жертвоприношение состоялось в крышке лета или начале осени, это время было периодом сбора урожая в Тамбо-Вьехо. Как полагают исследователи, ритуал, очевидно, имел касательство к сельскому хозяйству — записи испанских конкистадоров подтверждают, что инки приносили лам в жертву в надежде на хороший урожай.

Жертвы инков: зачем лам погребали живьем

Lidio M. Valdez/University of Calgary

Но вина могла быть и другой. Тамбо-Вьехо находится в долине Акари, где до прихода инков проживал одноименный народ.

«На основании археологических подтверждений можно сказать, что местные жители жили в небольших поселениях и не смогли остановить инков, захвативших их родину. Наконец, они позволили миролюбиво их аннексировать», — сообщают ученые.

Считается, что инки заняли Акари около 1476 года. Радиоуглеродное датирование останков лам показало, что их принесли в жертву образцово в 1432-1459 годах, так что этот ритуал также мог быть связан и с завоеванием территории. В пользу этой версии сообщают следы пиршества поблизости захоронения — кости животных со следами воздействия огня, частично сгоревший батат, останки земляных печей.

«Подношения, вероятно, были частью гораздо более крупных праздников и собраний, спонсируемых страной, — говорит Вальдез. —

Инки подружились с местным населением, угощая их едой и напитками и закрепляя политические альянсы, в то время как жертвоприношения позволили им претендовать на эту землю как на свою».

Интересен и способ, которым ламы приносились в жертву. Записи испанцев гласят, что звериных убивали, перерезая горло, вырывая сердце или разбивая голову тупым предметом. Но у найденных лам нет следов порезов или иных травм. Исследователи находят, что инки закапывали их заживо, так же, как иногда приносили в жертву и людей.

Перед погребением лам украшали ожерельями и цветными кисточками, писали на головах красные точки и линии. Рисунки были только на белых ламах, но, возможно, на коричневых они просто не сохранились. Конечности лам бывальщины связаны.

Также в захоронениях находились несколько морских свинок и бобы, место жертвоприношения было помечено палочками с апельсиновыми перьями. Возможно, эти перья символизировали власть инков над новой территорией.

Жертвы инков: зачем лам погребали живьем

Lidio M. Valdez/University of Calgary

«С поддержкой этих церемоний инки создали новые порядки, новые понимания и значения, которые помогли легитимизировать и оправдать их поступки как для завоевателей, так и для побежденных», — пишут авторы работы.

В настоящий момент раскопки приостановлены из-за пандемии COVID-19, но Вальдез и коллеги намерены продолжить изыскания, как только это станет возможным.

Источник

Вам также может понравиться