Предание о цуба-цубе (часть 6)
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Слива в краске –
Лунный луч прохожего дразнит:
отломи-ка ветку!
Исса

Наиболее старой техникой украшения цубы является ажурная сквозная резьба, получившая наименование сукаси, или прорезной работы. Такой прием обработки был использован очень давно, еще на ранних цубах, сделанных из только из железа. Их мастерили еще задолго до эпохи Муромати, но и потом, если самурай вдруг хотел выделиться своей «древней цубой», он вполне мог заказать себе цубу сделанную под древность. Причем прорезными цубы делали сначала не просто красоты ради, а с сугубо практической целью уменьшить ее вес. Ну а потом это сделалось модным, стало данью традиции. Появилась и своя терминология. Так, цубы, имеющие сквозной рисунок назывались сукаси-цуба. А бывальщины также цубы ко-сукаси – если прорезной рисунок был небольшой или имел простую форму. Если, же, напротив, пустоты в цубе было немало, а само изображение отличалось сложностью, то это было дзи-сукаси – «резная поверхность». Прорезной рисунок на самой цубе мог дополняться гравировкой – отчего нет? Или инкрустацией… Тут все зависело отфантазии мастера и пожеланий заказчика. Рисунок ито-суками делался пилкой и был иногда очень тонким, вылитым на металлическое кружево.

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Цуба из железа, стилизованная под изображение цветка хризантемы. Время изготовления: XVI в. Материал: железо, медь. Диаметр: 10,2 см; толщина 0,8 см; вес 189,9. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Цуба «Гуси под месяцем в облаках». Время изготовления: начало XVIII –начало XIX в. Материал: железо, золото, серебро, медь, сякудо. Диаметр: 7,9 см; толщина 0,6 см; вес 104,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Японцы не мыслят свою существование без цветов сакуры. Дни цветения сакуры – это праздник для всей страны. Причем обычай любоваться цветущей сакурой очень древний. Разумеется, вроде бы разумнее поклоняться растениям, которые приносят полезные людям плоды. Например, тыкве или кукурузе. Однако цветение несъедобной вишни имело для крестьян Ямато первостепенное смысл. Ведь оно предшествовало колошению риса и если оно было пышным, крестьяне рассчитывали на богатый урожай. Была и еще одна вина, которую поэт Исса выразил в стихах:

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

Согласитесь, что слова эти заполнены глубоким смыслом. И… нужно ли удивляться, что изображения цветущей сакуры в разных техниках постоянно воспроизводились на цубах. В том числе и в технике сукаси…

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Цуба «Сакура в краске». Время изготовления: ок. 1615–1868 гг. Материал: железо, медь. Ширина 7,6 см; длина 5,4 cм; толщина 0,6 см; вес 121,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Еще одна цуба в манере сукаси. Время изготовления: ок. 1615–1868 гг. Материал: железо, медь. Ширина 7,9 см; длина 7,6 cм; толщина 0,5 см; вес 119,1 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Эта же цуба, реверс.

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Отдельный цубы, выполненные в стиле сукаси напоминали самое настоящее металлическое кружево. Здесь были листья, веточки, цветы, насекомые, словом, поверхность цубы воображала собой насую настоящую картинку, правда одноцветную. Время изготовления: ок. 1615–1868 гг. Материал: железо, медь. Диаметр 7,3 см; толщина 0,5 см; вес 90,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Цуба «Цапля». Пора изготовления: ок. 1615–1868 гг. Материал: железо, медь. Длина 8,3 см; ширина 7,9 см; толщина 0,5 см; вес 90,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 6)

В кое-каких прорезных цубах сама прорезь, чтобы она не изображала, очень часто дополнялась другими техниками. Вот, например, очень несложная и незамысловатая цуба «Парус». На ней силуэт паруса в заметной правой стороне дан прорезью. Но канаты, идущие к мачте – инкрустация золотом, также, как кусочек мачты и рей. Пора изготовления: XVIII в. Материал: железо, золото, медь, бронза. Диаметр 8,3 см; толщина 0,3 см; вес 119,1 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Цуба (аверс), подмахнутая мастером Имама Мацуоиси (1764 – 1837). На ней Содзёбо, повелитель демонов тенгу сидит на кипарисе, держит веер из перьев, наблюдая за тем, что выходит на реверсе – обратной стороне. Материал: медь, золото. Длина 9 см; ширина 8.3 см; толщина 0.4 см. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Оборотная сторона (реверс) этой же цубы, а на нем гравированный рисунок на котором легендарный Ёсицунэ – воин позднего периода Хэйан, сын и сводный брат могущественных бойцов, учится у крылатых демонов тэнгу владеть мечом.

Огромной популярностью пользовалась и гравировка по металлу. Мастера цубоко использовали техники гравировки хори и бори для каких применялись такие инструменты, как резец таганэ и напильник ясури. Существовало множество видов гравировки по металлу, которые можно увидать на различных цубах.

• Прежде всего это тонкая, «волосяная» гравировка штрихами – кэ-бори.
• Гравировка V-образным резцом, оставляющим такую же канавку – катакири-бори. Порой такую гравировку называли «рисунок кистью» (эфу-бори). Ведь резец можно было ставить под разными углами и получать канавки различной глубины и ширины. Подобной гравировкой очень хорошо владел мастер Сомин из школы Ёкоя.
• Тинкин-бори – техника, при какой гравированная линия заполнялась золотой амальгамой.
• Нику-бори – техника, при которой происходило глубокое гравирование, и работа проводилась при поддержки молотка. Было множество видов такой техники, позволявшей добиваться скульптурного рельефа, то есть убрать металл кругом фигуры на значительную глубину. То есть существовали разновидности гравировки в низком, среднем и высоком рельефах.
• Но самая оригинальная техника резьбы гури-бори была опять-таки заимствована из Китая в эпоху Муромати. В случае, когда заказывалась собственно такая глубокая гравировка, заготовка для цубы сковывалась горячим способом из нескольких пластинок разноцветного металла. Получались многоцветные слои. После этого на поверхности вырезался V-образный формы узор из завитков и получалась, что этот узор обнажал пласты металлов, находящихся под поверхностью цубы!

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Цуба с узорами в технике гури-бори. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: серебро, сякудо, медь. Длина 6,5 см; ширина 6,2 мм; толщина 0,6 см; вес 104,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Цуба с рисунками в технике гури-бори. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: сякудо, медь, серебро. Длина 6,4 см; ширина 5,9 мм; толщина 0,5 см; вес 82,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Уместно, известны были и цубы было создано с использованием трех различных металлов, соединенных в пластину не по принципу «одна на иную», а всего лишь «одна за другой». Так, например, верхняя секция могла быть выполнена из сплава олова и цинка, популярного как «сентоку». Средняя часть состоять из красной меди, а нижняя часть – из сплава «сякудо», которая содержит медь, золото и серебро. Вышедшие цветные полосы линии представляют собой поток. Ну а кленовые листья, символ осени, украшают аверс цубы, а на реверсе – гравированные цветы сакуры, воображают весну. Вишневые и кленовые листья также являются для японцев двумя наиболее каноническими сезонными символами и часто являются вместе на цубах как украшение.

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Цуба, подписанная мастером Хамано Нориюки, с поверхностью дзи из скованных между собой полосок трех металлов. Пора изготовления: между 1793 и 1852 гг. Материал: медь, золото, серебро, сентоку, сякудо. Длина 8,3 см; ширина 7,1 мм; толщина 0,4 см. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Вящую популярность у японских мастеров имели также техники ламинирования. В этом случае между собой соединялось множество листов многоцветных металлов, причем считалось, что желательное количество таких слоев должно достигать… 80! Получившийся многослойный «сэндвич» затем можно было подвергать гравировке, бездонной или не слишком глубокой резьбе, что позволяло получить опять-таки изумительный рисунок поверхности «под дерево». И ничего не надо было мазать! «Древесные слои» или естественную цветовую окраску слоев, которая позволяла им выделяться друг на друге. Такая техника именовалась мокумэ-ганэ, то есть «деревянная поверхность».

Нередко поверхность такого «сэндвича» протравливалась кислотами, что позволяло получать рельеф различной глубины (различные кислот разной концентрации по-разному воздействовали на разные металлы и сплавы!), что опять-таки создавало непередаваемую гамму краски и… обеспечивало игру светотени на поверхности цубы. То есть по сути дела мы имеем дело с чем-то вроде живописи по металлу, потому, что по-другому попросту и не скажешь!

Мастерами цубако использовалось также литье (имоно) по восковой модели (рогата), причем могли отливаться как цубы целиком, так и их детали; чеканка (утидаси) – с ее поддержкой изготавливались мелкие детали, например, лепестки цветов; и даже такой прием, как перегородчатая эмаль (сиппо-яки), неизвестная в Японии до основы XVII века.

Предание о цуба-цубе (часть 6)

Цуба с эмалью и инкрустацией золотом. Время изготовления: XVII в. Материалы: золото, медь, перегородчатая эмаль. Длина 6,5 см; ширина 5,4 см; толщина 0,5 см; вес 82,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Заключительная техника японских мастеров – это химическое окрашивание и патинирование. Например, железные цубы окрашивались кузнечным способом, их также можно было позолотить при поддержки ртутной амальгамы (техника гинкеси-дзоган). Все они применялись очень широко, поскольку Япония совсем небогата залежами драгоценных металлов и их доводилось беречь. Японские мастера научились добиваться очень прочной патины на своих изделиях и тех же цубах, но все-таки чистить их вытекает с большой осторожностью, а то и не чистить совсем!

Продолжение следует…

Источник

>